1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Доступная среда для инвалидов по зрению

Доступная среда

Нормативные правовые акты

Обучение (инструктирование) сотрудников учреждений и организаций по вопросам доступности услуг и объектов

Полезные ссылки

На портале Госуслуг Московской области в категории получателей «Инвалиды» собрана вся необходимая информация в помощь людям с ограниченными возможностями.

Основные термины и понятия доступности

Доступная среда – это среда жизнедеятельности людей, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих у инвалидов, и позволяющая им вести независимый образ жизни.

Беспрепятственный доступ инвалидов к объектам – это такой доступ к любым объектам социальной инфраструктуры, когда инвалид в состоянии самостоятельно или с минимальной посторонней помощью осуществить перемещение до необходимого объекта, вход внутрь и свободное передвижение внутри него. При этом инвалид должен иметь возможность использовать данные объекты и отдельные помещения внутри них в соответствии с их функциональным назначением. Возможности использования инвалидом объекта и его частей не должны отличаться от возможностей использования этого объекта людьми, не имеющими инвалидности.

Беспрепятственное использование инвалидами объектов – это такое использование объектов социальной инфраструктуры, при котором инвалид самостоятельно или с минимальной посторонней помощью может использовать данные объекты и отдельные помещения внутри них в соответствии с их функциональным назначением. Возможности использования инвалидом объекта и его частей не должны отличаться от возможностей использования этого объекта людьми, не имеющими инвалидности.

Доступность реализации права/обязанности/гарантии – это возможность реализации инвалидами своих прав, выполнения обязанностей и получения гарантий в соответствии с законами Российской Федерации и международными правовыми нормами, наравне с гражданами, не имеющими инвалидности.

Приспособление объектов для использования инвалидами –это такое изменение всей территории объекта (реконструкция, переоборудование, дооснащение и т.д.), в результате которого инвалиды получают возможность использовать данный объект наравне с гражданами, не имеющими инвалидности, в соответствии с функциональным назначением этого объекта и его отдельных помещений.

Объекты, доступные для инвалидов, – это любые объекты социальной инфраструктуры (жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения, транспортные средства), оборудованные таким образом, что доступ в них и перемещение внутри инвалид может осуществлять либо самостоятельно, либо с минимальной посторонней помощью.

Устройства и средства, доступные для инвалидов это устройства и средства бытового коммуникационного и другого назначения, оборудованные и оснащенные таким образом, что инвалиды могут пользоваться ими самостоятельно или с минимальной посторонней помощью.

Безбарьерная среда это совокупность объектов социальной инфраструктуры, оборудованная таким образом, что инвалиды могут свободно перемещаться, осуществлять доступ в любые объекты и передвижение внутри них самостоятельно или с минимальной посторонней помощью.

Всесторонняя доступность среды для инвалидов на современном этапе является реализацией принципа интеграции (включения) инвалидов в жизнь общества. Среда жизнедеятельности любого человека включает в себя, по крайней мере, две составляющие. Это физическая, в основном пространственная среда человека, как биологического существа и среда социальная, как существа общественного.

В последнее время принято выделять отдельно информационную среду, которая включает в себя все информационные источники. Часто трудно провести чёткую границу между социальной и информационной средами, так как вторая во многом обслуживает и наполняет содержанием первую.

Доступность социальной среды предполагает наличие разнообразных контактов, участие в общественной жизни, доступ к развлечениям, возможность путешествовать и т. д. В некоторых случаях доступность социальной среды обеспечивается доступностью информационной среды: средств массовой информации, библиотек, современных информационных технологий (телефония, Интернет, Skype , электронная почта и т. д.).

Доступность пространственной среды для инвалидов по зрению условно можно подразделить на 2 составляющие:

• доступность микро-среды (пространство квартиры, дома, прилегающей к дому территории и т. д.);

• доступность макро-среды (городская инфраструктура и т. д.).

В первом случае сформировать условия доступности – задача инвалида по зрению и членов его семьи, возможно при этом получение консультаций председателя или реабилитированных членов МО ВОС.

Во втором случае при формировании условий доступности требуются общие усилия государственных исполнительных органов власти и Всероссийского общества слепых. Очень важно, чтобы представители МО ВОС входили в создаваемые в настоящее время Межведомственные комиссии по обследованию доступности для инвалидов социально-значимых объектов или другие органы контроля формирования доступной среды.

В соответствии с основными принципами доступности получение образования должно быть доступно для инвалидов по зрению. Получение среднего образования гарантировано государством инвалидам детства. В настоящее время созданы условия получения высшего профессионального образования по различным специальностям. Роль председателя МО ВОС заключается в оказании посильной помощи при выборе того или иного образовательного учреждения. Изучение возможностей приема инвалидов по зрению в Вузы, находящихся в данном регионе и тесный контакт с ними, расширят возможности для инвалидов по зрению – членов МО ВОС в вопросах получения ими высшего образования. В соответствии с Конституцией РФ каждому гражданину, в том числе и инвалиду, гарантировано право на труд. Роль председателя МО ВОС в содействии трудоустройству членов МО ВОС заключается во взаимодействии с местными службами занятости для получения информации об имеющихся вакансиях и возможностях получения профориентационных услуг, профессионального образования и повышения квалификации. Председатель МО ВОС должен активно работать с местными органами самоуправления. Социальное партнерство должно стать одним из направлений деятельности МО ВОС.

При формировании доступности одной из основных задач МО ВОС является создание условий расширения социальных контактов инвалидов по зрению. Для решения этой задачи председатель МО ВОС должен планировать и проводить мероприятия, способствующие их общению и сплочению:

• кружки по интересам;

• встречи в неформальной обстановке с инвалидами по зрению, имеющими активную жизненную позицию и опыт успешной самореализации и т. д.

С целью формирования толерантного отношения к инвалидам по зрению для участия в данных мероприятиях следует привлекать и людей без зрительной патологии, в том числе членов семей инвалидов по зрению, устанавливать контакты с другими местными организациями и общественными организациями инвалидов других нозологий с целью проведения совместных мероприятий.

Необходимо формировать доступность получения и передачи информации инвалидам по зрению. С момента изобретения рельефно-точечного шрифта Брайля в течение почти полутора столетий информация подготовленная таким образом была единственным источником для незрячих. С середины 20-го века стали появляться современные средства, позволяющие осуществлять запись и воспроизведение информации. Тем не менее, система Брайля не утратила своего основного предназначения. Только с помощью этой системы человек с патологией зрения может научиться грамотности. Задача местной власти заключается в пропаганде системы Брайля и оказании помощи при ее освоении. Желательно, чтобы существовал постоянно действующий кружок по обучению Брайлю. Чтение по системе Брайля создает одно из основных условий доступности инвалидов по зрению к получению информации, в том числе и с помощью современных информационных технологий (брайлевский дисплей и т. д.). Доступность к получению информации обеспечивается с помощью аудионосителей. В специализированных библиотеках для слепых значительная часть фондов состоит из аудиокниг в виде магнитофонной (аналоговой) или цифровой записи (обычно в формате mp 3). Для их прослушивания применяются специальные тифло- и обычные mp 3-плееры. Местные организации ВОС должны тесно сотрудничать с библиотеками, приглашать на свои мероприятия работников этих учреждений для предоставления информации инвалидам по зрению о предоставляемых услугах. До настоящего времени средства массовой информации (печатные издания, телевидение и т. д.) были недоступны для людей с проблемами зрения. Использование современных информационных технологий позволило частично разрушить данные барьеры: большинство печатных изданий публикуют основные материалы в Интернете. С помощью специального программного обеспечения незрячие пользователи самостоятельно получают эту информацию. Рекомендуется МО ВОС предоставлять доступ членам своей организации к сети Интернет. Создание компьютерного специального рабочего места в МО ВОС возможно при финансовой поддержке службы занятости, а бесплатное подключение к сети возможно благодаря обращению к провайдеру в данном регионе.

Читать еще:  2 дня к отпуску инвалидам 3 группы

Доступная среда для инвалидов по зрению

Обеспечить комфортную и доступную среду для людей с ограниченными физическими возможностями – одно из главных задач современного общества. На сегодняшний день большее внимание уделяется созданию комфортной среды для людей, передвигающихся на инвалидных креслах. Однако, для людей с инвалидностью по зрению доступная среда также необходима.

Грамотное оснащение мест общественного пользования в соответствии со всеми требованиями и с учетом использования максимального количества оборудования позволит создать безопасную обстановку для слабовидящих граждан.

Оборудование для слепых и слабовидящих

В настоящее время существует множество приспособлений, делающих передвижения слепых и слабовидящих граждан не только комфортными, но и безопасными. Оборудование для инвалидов по зрению различается на два типа, использование которых по отдельности или вместе может существенно снизить риск травм и сделать передвижения по городу комфортными:

Тактильные знаки – это разнообразие указателей и информационных блоков, которые позволяют слабовидящим людям ориентироваться в пространстве. Чаще всего можно встретить являются знаки разметки вблизи пешеходных переходов, входов и выходов из учреждений. Также широко распространены и пиктограммы, позволяющие инвалиду получить помощь в транспорте и местах общественного пользования.

Наименьшее распространение имеют тактильные таблички, информационные стенды и мнемосхемы. Такие указатели устанавливаются в различных учреждениях и применяются для обозначения названия учреждения, расположения входов и выходов. Информационные стенды чаще всего устанавливаются на улицах, где вся информация дополнительно дублируется шрифтом Брайля.

Звуковое оборудование используется в общественных местах. Принцип действия таких устройств заключается в подаче информирующего сигнала, который позволяет избежать препятствия, получить помощь в передвижении. Современные звуковые сигнальные устройства позволяют полностью заменить информационные таблички – на некоторые типы устройств можно записать сообщение, которое будет воспроизведено при приближении к нему.

Тактильная плитка – универсальные «дорожки» для слабовидящих

Одним из часто используемого оборудования для создания доступной среды является тактильная плитка. Эти указатели представляют из себя дорожки, выложенные из плитки с ребрами, рисунок которых хорошо ощутим даже через обувь с толстой подошвой. Плитка позволяет указывать верное направление при движении на пешеходных переходах, тротуарах, при входе и выходе из зданий, метро. Тактильная плитка бывает разных типов и указывает на разные действия:

Материал изготовления плитки также различается. Для улицы используются бетонные блоки с различными направляющими линиями. Они меньше подвержены коррозии и хорошо переносят морозы. В зданиях принято использовать контрастную плитку (чаще желтую), изготовленную и полиуретана – такой материал долговечен и имеет низкую стоимость. ПВХ плитка также используется в качестве фиксаторов на подъемниках для инвалидов.

Более доступный вариант, который может легко монтироваться на любой поверхности и не требует детальной планировки во время строительства – направляющие тактильные полосы и тактильные конусы-навигаторы. Стальные или выполненные из полиуретана, они могут использоваться как на улице, так и в здании для указания направления движения или обозначения потенциально опасных зон для слепых и слабовидящих граждан.

Доступная среда для инвалидов: правила организации безбарьерного пространства

Примерно 8% населения России – это люди с ограниченными возможностями здоровья. Гигантская цифра, за которой стоят реальные люди с реальными проблемами. В наших силах сделать жизнь этих людей проще и комфортнее. Речь идет о создании специальных условий внутри и снаружи помещений, а также в транспорте, чтобы люди с ограниченными возможностями не испытывали трудностей в передвижении и получении важной информации.

В данной статье мы расскажем, какие требования к помещениям предъявляются в соответствии с государственной программой «Доступная среда для инвалидов». В частности рассмотрим основные средства организации доступной среды в государственных, муниципальных и коммерческих учреждениях.

С техническими же деталями вы можете ознакомиться в «своде правил доступности зданий и сооружения для маломобильных групп населения». Ссылки на нормативные документы, актуальные в январе 2019 года, будут указаны в конце статьи.

Основная цель программы «Доступная среда»

По программе «Доступная среда» все помещения общественного назначения должны быть адаптированы под инвалидов, передвигающихся на кресло-колясках, кресло-каталках и с помощью прочих средств реабилитации. Также необходима адаптация под людей с отсутствующим зрением и слухом (либо просто слабым).

Причем формирование доступной среды для инвалидов должно проводиться не только для удобства передвижения, но и в целях экстренной эвакуации. При пожарах и прочих форс-мажорных обстоятельствах маломобильные группы населения должны иметь возможность самостоятельно выбраться из здания.

Входные группы

Одним из самых главных требований к помещениям по программе «Доступная среда» является правильная организация входа в здание.

Подход к зданию

К зданию необходимо провести бетонную тактильную плитку черного или желтого цвета. В идеале она должна отходить от тротуарной тактильной дорожки и вести к входной группе (крыльцу). Однако тактильные дорожки на тротуарах явление не повсеместное, поэтому достаточно вывести плитку где-то на середину пешеходной зоны.

Для слабовидящих и слепых перед лестницей дополнительно выкладывается с использованием бетонной тактильной плитки прямоугольный блок, оповещающий о начале препятствия в виде ступенек.

Лестница: пандус, лифт, перила и прочее

На входе в здание при наличии лестницы, должен быть оборудован пандус для заезда на инвалидной коляске. Наклон любой из секций пандуса не должен превышать установленных норм. Также необходимо соблюсти рекомендуемую ширину подъема и установить поручни с обеих сторон. После каждого марша необходима площадка, позволяющая поворачивать и разворачиваться.

При невозможности установки пандуса, можно заменить его вертикальным электрическим подъемником на пульте управления (лифтом).

Читать еще:  Бронхиальная астма и инвалидность

Если расположение здания не позволяет установить и лифт, то требуется установка в доступном для инвалидов месте кнопки вызова помощи. После нажатия кнопки на улицу должен выйти специалист и помочь человеку на кресло-коляске подняться по лестнице. Кнопку стоит установить и при отсутствии лестницы, если используется распашная дверь, которую на коляске крайне сложно открыть.

Сами ступеньки должны иметь накладки с противоскользящим рифленым покрытием. На самой нижней и самой верхней ступеньке пролета рекомендуется устанавливать желтые накладки, а на промежуточные – черные. Лучше использовать для данных целей тактильную ленту с алюминиевым корпусом, она служит наиболее долго.

Для инвалидов по зрению лестницы также снабжаются перилами. Причем даже короткие лестничные марши требуют наличия прочных перил, которые могут выступать в роли надежной опоры.

Лестницы обязаны иметь подступенки. Конструкции с открытым расстоянием между горизонтальными поверхностями ступеней использовать нельзя. Стоит отметить, что они представляют опасность не только для слепых и слабовидящих, но и для людей без проблем со зрением. Поэтому не стоит пренебрегать подступенками в пользу декоративности или экономии.

Двери

Двери при входе рекомендуется использовать раздвижные с датчиком движения. Для полностью или частично прозрачных проемов необходима специальная разметка с применением контрастной ленты. На открывающиеся створки наклеиваются круги или квадраты яркого цвета (лучше всего желтого). Также выделяются контуры дверей лентой аналогичного цвета.

Внутренняя организация помещений

Внутри помещений основные пути размечаются с использованием тактильной плитки (можно ПВХ вместо бетонной) или тактильных индикаторов. Индикаторы можно применять, как на штифтах, так и самоклеющиеся. Вторые допускаются только в виде временной меры и в дальнейшем их придется менять на штифтовые или на плитку. Рекомендуется применять индикаторы и плитку ярко-желтого цвета.

Двери

Прозрачные конструкции внутри помещений также окантовываются желтой лентой, а на створки наклеиваются круги или прямоугольники. На кабинетах и других помещениях общего использования устанавливаются тактильные таблички с дублированием информации шрифтом Брайля.

Информирование

Направление движения к важным объектам (туалет, парковка и т.д.) указывается путем монтажа к стенам тактильных пиктограмм.

Также обязательно наличие плана здания со шрифтом Брайля в виде тактильной мнемосхемы.

Лестницы

Внутренние лестницы обязаны иметь перила и противоскользящие накладки из тактильной ленты по аналогии с уличными конструкциями. Также желательно на перила наклеивать тактильные наклейки с указанием этажа.

Санузел

В здании должен быть хотя бы один санузел, соответствующий требованиям программы «Доступная среда для инвалидов». Отличается адаптированный для маломобильных групп населения туалет от обычного не сильно, поэтому процесс переделки не такой уж и сложный.

  • Унитаз. С двух сторон от унитаза устанавливаются металлические поручни. Один из поручней обязан быть откидным, убираясь параллельно стене, чтобы можно было подъехать на инвалидной коляске. Второй может быть фиксированным.
  • Раковина. Для раковин используется один цельный поручень, либо два отдельных. Рекомендуется устанавливать именно цельную конструкцию с настенно-напольным креплением, так как она наиболее надежна и безопасна при эксплуатации.
  • Писсуар. При наличии писсуаров в санузле хотя бы один должен иметь поддерживающие поручни, помогающие ослабленным людям держать равновесие. Рекомендуемый вариант цельная конструкция с креплением к стене и полу, но допустим и монтаж только к стене в нескольких точках.
  • Дополнительно. Также рекомендуется устанавливать поручни возле других функциональных элементов, таких как сушка для рук, держатель бумаги для вытирания рук и т.д. Возле унитаза и раковины стоит прикрепить кнопку вызова помощи на случай, если маломобильный человек упадет или просто не сможет подняться.

Если вы хотите адаптировать санузел для инвалидов не «ради галочки», а добросовестно, то установите специальную раковину и унитаз. Раковина идет с выемкой посередине, что упрощает подъезд к ней на кресло-коляске. Унитаз изготавливается немного выше обычного, что делает процесс пересадки на него ощутимо проще (для дополнительной безопасности лучше отдавать предпочтение именно напольным моделям).

Также существуют специальные зеркала, наклоняющиеся вниз, чтобы в них можно было «смотреться» с инвалидной коляски. Ну и смеситель с длинной ручкой (хирургический) не помешает.

Парковка

При наличии у здания собственной парковки, требуется отведение под нужды инвалидов минимум 10% от доступных мест. То есть, каждое десятое место для парковки транспорта должно быть организовано в соответствии с требованиями программы «Доступная среда».

  1. Места парковки обозначаются разметкой. Ее просто наносить, если использовать специальные шаблоны (трафареты) и краску в баллончиках с распылителем. Ширина одного парковочного места для инвалидов должна быть не менее 3,5 м. Разметку рекомендуется наносить ярко-желтого цвета, особенно в регионах, где зимой выпадает снег.
  2. Помимо нанесения разметки, требуется обозначение парковок с местами для инвалидов дорожным знаком «Инвалид». Обычно он располагается ниже знака «Парковка» на той же стойке.
  3. Инвалид на кресло-коляске должен иметь возможность беспроблемно перебраться с парковочного места на тротуар, не пересекая при этом проезжую часть. При наличии на пути следования бордюров, их нужно убрать, либо установить резиновый съезд / заезд. Также допускается использование стационарного съезда/заезда из бетона или иного материала.

Дополнительно могут устанавливаться демотиваторы, информирующие о недопустимости парковки на местах для инвалидов без наличия права на это.

Решение организовать помещение и территорию около него в соответствии с программой «Доступная среда» принято, но что делать теперь? Куда обратиться? Данного рода оборудование лучше покупать в крупных специализированных компаниях. Отлично себя зарекомендовала компания «Аура-Мед», которая предлагает широкий выбор оборудования для модернизации помещений под нужды людей с ограниченными возможностями. Все товары сертифицированы. С ассортиментом продукции и нормативными документами, касающимися правильной организации пространства, можно ознакомиться по ссылкам:

В заключение

Требования программы «Доступная среда» к помещениям могут показаться чрезмерно строгими и не всегда адекватными. Однако, это не совсем так. Адаптация помещений обходится не так уж и дорого, да и закончить ее можно буквально за пару недель. Взамен вы получите спокойствие и осознание, что сделали нечто на самом деле важное. Коммерческие организации дополнительно улучшат свою репутацию, что в целом позитивно скажется на их деятельности.

Доступная среда для детей с ОВЗ и инвалидов

УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!

«Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
В.В. Путин

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

Читать еще:  Инвалид по слуху 3 группа

В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:

· Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)

· Инвалиды с нарушением зрения и слуха

· Лица преклонного возраста (60 лет и старше)

· Люди с детскими колясками

· Дети дошкольного возраста.

Безбарьерная (доступная) среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

Определение «дети с ОВЗ» подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:

· с нарушением слуха;

· с дисфункцией речи;

· с патологией опорно-двигательного аппарата;

· с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;

· с поведенческими расстройствами и нарушением общения;

· дети с сочетанными, сложными нарушениями развития

В современном образовании поставлена цель — обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.

Значения условных обозначений категорий инвалидов:

Инвалиды с нарушением слуха

Инвалиды с нарушением зрения

Инвалиды с нарушением интеллекта

Инвалиды на кресле-коляске

Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата

Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:

· закономерности психического развития,

· показатели здоровья дошкольников,

· уровень общего развития,

· коммуникативные особенности и речевое развитие,

В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.

При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

1. Принцип развития — Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.

2. Принцип природособразности воспитания — Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.

3. Принцип психологической комфортности — Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».

4. Принцип взаимодействия — Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.

5. Принцип доверительного сотрудничества — Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.

6. Принцип обучения деятельности — Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.

7. Принцип здоровьесберегающий — Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

Модель взаимодействия специалистов ДОУ

в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями.

Учитель-логопед
• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи
• составляет индивидуальные планы коррекции речевого развития
• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов)
• консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы

Воспитатель
• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей.
• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику
• на основании диагностических данных разрабатывает и реализует в сотрудничестве со специалистами индивидуальные образовательные маршруты по реализации образовательной программы
• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов
• осуществляет социализацию воспитанников через сетевое взаимодействие с ОУ города
• применяет здоровье сберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе
• организует сотрудничество с семьей по вопросам развития и воспитания детей

Музыкальный руководитель
• осуществляет музыкальноеи эстетическое воспитание детей
• учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий
• на основании диагностических данных разрабатывает и реализует в сотрудничестве с воспитателями индивидуальные образовательные маршруты по музыкальному воспитанию детей
• использует на занятиях элементы музыкотерапии, логоритмики и др.

Инструктор по физической культуре
• осуществляет укрепление здоровья детей
• совершенствует психомоторные способности дошкольников
• на основании диагностических данных разрабатывает и реализует в сотрудничестве с воспитателями индивидуальные образовательные маршруты по физическому развитию детей
• организует взаимодействие с семьей в вопросах физического воспитания

Медицинский персонал
• проводит профилактические и оздоровительные мероприятия в соответствии с Планом оздоровительно-профилактических мероприятий ДОУ
• осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм и правил

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector