2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Безбарьерная среда для инвалидов это

Доступная среда для инвалидов: правила организации безбарьерного пространства

Примерно 8% населения России – это люди с ограниченными возможностями здоровья. Гигантская цифра, за которой стоят реальные люди с реальными проблемами. В наших силах сделать жизнь этих людей проще и комфортнее. Речь идет о создании специальных условий внутри и снаружи помещений, а также в транспорте, чтобы люди с ограниченными возможностями не испытывали трудностей в передвижении и получении важной информации.

В данной статье мы расскажем, какие требования к помещениям предъявляются в соответствии с государственной программой «Доступная среда для инвалидов». В частности рассмотрим основные средства организации доступной среды в государственных, муниципальных и коммерческих учреждениях.

С техническими же деталями вы можете ознакомиться в «своде правил доступности зданий и сооружения для маломобильных групп населения». Ссылки на нормативные документы, актуальные в январе 2019 года, будут указаны в конце статьи.

Основная цель программы «Доступная среда»

По программе «Доступная среда» все помещения общественного назначения должны быть адаптированы под инвалидов, передвигающихся на кресло-колясках, кресло-каталках и с помощью прочих средств реабилитации. Также необходима адаптация под людей с отсутствующим зрением и слухом (либо просто слабым).

Причем формирование доступной среды для инвалидов должно проводиться не только для удобства передвижения, но и в целях экстренной эвакуации. При пожарах и прочих форс-мажорных обстоятельствах маломобильные группы населения должны иметь возможность самостоятельно выбраться из здания.

Входные группы

Одним из самых главных требований к помещениям по программе «Доступная среда» является правильная организация входа в здание.

Подход к зданию

К зданию необходимо провести бетонную тактильную плитку черного или желтого цвета. В идеале она должна отходить от тротуарной тактильной дорожки и вести к входной группе (крыльцу). Однако тактильные дорожки на тротуарах явление не повсеместное, поэтому достаточно вывести плитку где-то на середину пешеходной зоны.

Для слабовидящих и слепых перед лестницей дополнительно выкладывается с использованием бетонной тактильной плитки прямоугольный блок, оповещающий о начале препятствия в виде ступенек.

Лестница: пандус, лифт, перила и прочее

На входе в здание при наличии лестницы, должен быть оборудован пандус для заезда на инвалидной коляске. Наклон любой из секций пандуса не должен превышать установленных норм. Также необходимо соблюсти рекомендуемую ширину подъема и установить поручни с обеих сторон. После каждого марша необходима площадка, позволяющая поворачивать и разворачиваться.

При невозможности установки пандуса, можно заменить его вертикальным электрическим подъемником на пульте управления (лифтом).

Если расположение здания не позволяет установить и лифт, то требуется установка в доступном для инвалидов месте кнопки вызова помощи. После нажатия кнопки на улицу должен выйти специалист и помочь человеку на кресло-коляске подняться по лестнице. Кнопку стоит установить и при отсутствии лестницы, если используется распашная дверь, которую на коляске крайне сложно открыть.

Сами ступеньки должны иметь накладки с противоскользящим рифленым покрытием. На самой нижней и самой верхней ступеньке пролета рекомендуется устанавливать желтые накладки, а на промежуточные – черные. Лучше использовать для данных целей тактильную ленту с алюминиевым корпусом, она служит наиболее долго.

Для инвалидов по зрению лестницы также снабжаются перилами. Причем даже короткие лестничные марши требуют наличия прочных перил, которые могут выступать в роли надежной опоры.

Лестницы обязаны иметь подступенки. Конструкции с открытым расстоянием между горизонтальными поверхностями ступеней использовать нельзя. Стоит отметить, что они представляют опасность не только для слепых и слабовидящих, но и для людей без проблем со зрением. Поэтому не стоит пренебрегать подступенками в пользу декоративности или экономии.

Двери

Двери при входе рекомендуется использовать раздвижные с датчиком движения. Для полностью или частично прозрачных проемов необходима специальная разметка с применением контрастной ленты. На открывающиеся створки наклеиваются круги или квадраты яркого цвета (лучше всего желтого). Также выделяются контуры дверей лентой аналогичного цвета.

Внутренняя организация помещений

Внутри помещений основные пути размечаются с использованием тактильной плитки (можно ПВХ вместо бетонной) или тактильных индикаторов. Индикаторы можно применять, как на штифтах, так и самоклеющиеся. Вторые допускаются только в виде временной меры и в дальнейшем их придется менять на штифтовые или на плитку. Рекомендуется применять индикаторы и плитку ярко-желтого цвета.

Двери

Прозрачные конструкции внутри помещений также окантовываются желтой лентой, а на створки наклеиваются круги или прямоугольники. На кабинетах и других помещениях общего использования устанавливаются тактильные таблички с дублированием информации шрифтом Брайля.

Информирование

Направление движения к важным объектам (туалет, парковка и т.д.) указывается путем монтажа к стенам тактильных пиктограмм.

Также обязательно наличие плана здания со шрифтом Брайля в виде тактильной мнемосхемы.

Лестницы

Внутренние лестницы обязаны иметь перила и противоскользящие накладки из тактильной ленты по аналогии с уличными конструкциями. Также желательно на перила наклеивать тактильные наклейки с указанием этажа.

Санузел

В здании должен быть хотя бы один санузел, соответствующий требованиям программы «Доступная среда для инвалидов». Отличается адаптированный для маломобильных групп населения туалет от обычного не сильно, поэтому процесс переделки не такой уж и сложный.

  • Унитаз. С двух сторон от унитаза устанавливаются металлические поручни. Один из поручней обязан быть откидным, убираясь параллельно стене, чтобы можно было подъехать на инвалидной коляске. Второй может быть фиксированным.
  • Раковина. Для раковин используется один цельный поручень, либо два отдельных. Рекомендуется устанавливать именно цельную конструкцию с настенно-напольным креплением, так как она наиболее надежна и безопасна при эксплуатации.
  • Писсуар. При наличии писсуаров в санузле хотя бы один должен иметь поддерживающие поручни, помогающие ослабленным людям держать равновесие. Рекомендуемый вариант цельная конструкция с креплением к стене и полу, но допустим и монтаж только к стене в нескольких точках.
  • Дополнительно. Также рекомендуется устанавливать поручни возле других функциональных элементов, таких как сушка для рук, держатель бумаги для вытирания рук и т.д. Возле унитаза и раковины стоит прикрепить кнопку вызова помощи на случай, если маломобильный человек упадет или просто не сможет подняться.

Если вы хотите адаптировать санузел для инвалидов не «ради галочки», а добросовестно, то установите специальную раковину и унитаз. Раковина идет с выемкой посередине, что упрощает подъезд к ней на кресло-коляске. Унитаз изготавливается немного выше обычного, что делает процесс пересадки на него ощутимо проще (для дополнительной безопасности лучше отдавать предпочтение именно напольным моделям).

Также существуют специальные зеркала, наклоняющиеся вниз, чтобы в них можно было «смотреться» с инвалидной коляски. Ну и смеситель с длинной ручкой (хирургический) не помешает.

Парковка

При наличии у здания собственной парковки, требуется отведение под нужды инвалидов минимум 10% от доступных мест. То есть, каждое десятое место для парковки транспорта должно быть организовано в соответствии с требованиями программы «Доступная среда».

  1. Места парковки обозначаются разметкой. Ее просто наносить, если использовать специальные шаблоны (трафареты) и краску в баллончиках с распылителем. Ширина одного парковочного места для инвалидов должна быть не менее 3,5 м. Разметку рекомендуется наносить ярко-желтого цвета, особенно в регионах, где зимой выпадает снег.
  2. Помимо нанесения разметки, требуется обозначение парковок с местами для инвалидов дорожным знаком «Инвалид». Обычно он располагается ниже знака «Парковка» на той же стойке.
  3. Инвалид на кресло-коляске должен иметь возможность беспроблемно перебраться с парковочного места на тротуар, не пересекая при этом проезжую часть. При наличии на пути следования бордюров, их нужно убрать, либо установить резиновый съезд / заезд. Также допускается использование стационарного съезда/заезда из бетона или иного материала.
Читать еще:  Госпиталь инвалидов вов

Дополнительно могут устанавливаться демотиваторы, информирующие о недопустимости парковки на местах для инвалидов без наличия права на это.

Решение организовать помещение и территорию около него в соответствии с программой «Доступная среда» принято, но что делать теперь? Куда обратиться? Данного рода оборудование лучше покупать в крупных специализированных компаниях. Отлично себя зарекомендовала компания «Аура-Мед», которая предлагает широкий выбор оборудования для модернизации помещений под нужды людей с ограниченными возможностями. Все товары сертифицированы. С ассортиментом продукции и нормативными документами, касающимися правильной организации пространства, можно ознакомиться по ссылкам:

В заключение

Требования программы «Доступная среда» к помещениям могут показаться чрезмерно строгими и не всегда адекватными. Однако, это не совсем так. Адаптация помещений обходится не так уж и дорого, да и закончить ее можно буквально за пару недель. Взамен вы получите спокойствие и осознание, что сделали нечто на самом деле важное. Коммерческие организации дополнительно улучшат свою репутацию, что в целом позитивно скажется на их деятельности.

Безбарьерная среда для инвалидов

Главнейшим фактором, определяющим развитие сообщества, является отношение в нём к инвалидам. Всемирные исследования показали, что на нашей планете проживает десять процентов людей от всего количества, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Именно для них, а также слабовидящих и слабослышащих граждан должна быть организована безбарьерная среда.

В настоящий момент в нашем государстве действует программа «Доступная среда», которая подразумевает организацию общей доступности ко всем социально значимым местам для МГН. Иными словами, она рассчитана на то, что к 2020 году маломобильное населения будет способно посещать любое место, будь то государственное учреждение или торговый центр и перемещаться по любому маршруту с использованием общественного транспорта.

Безбарьерная среда для инвалидов обустраивается в нашей стране довольно-таки быстро, тем не менее до полной реализации программы ещё далеко. Это обусловлено как перебоями с финансированием, так и отсутствием грамотных подрядчиков, способных произвести работы качественно и в кратчайшие сроки.

Создание безбарьерной среды

Доступная среда может быть обустроена как на строящемся объекте, так и при реконструкции. При правильном подходе подобные работы не отнимут много времени, сил и денег. Все действия необходимые для формирования приемлемых условий для маломобильных групп населения могут быть выполнены сотрудниками нашей фирмы.

Безбарьерная среда для инвалидов организовывается совокупностью следующих действий:

  • Экспертиза зданий и сооружений на общедоступность.
  • Паспортизация, с указанием категории доступности и предоставлением рекомендаций при необходимости.
  • Проектирование ОДИ. Оно осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также с учётом пожеланий заказчика.
  • Безбарьерная среда также не может быть воплощена в жизнь без проведения строительных работ.

Доступность для инвалидов

Создание безбарьерной среды предоставляющей доступ на любой объект может быть осуществлено при выполнении следующих строительно-монтажных работ:

  • Строительство входных групп со всем необходимым оборудование. На первый взгляд комплекс мероприятий по обустройству входных узлов направлен на доступность безбарьерной среды для инвалидов колясочников, но монтажники нашей организации стремятся сократить расходы и создают универсальный дизайн. Например, пандусы, позволяющие попасть в те или иные помещения дополнительно оборудуются поручнями и тактильной плиткой, что позволяет предоставить доступ на объект людям со слабым зрением.
  • Внутренняя и внешняя перепланировка зданий. Для упрощения жизни инвалидов колясочников требуется проведение частичной перепланировки различных помещений, ведь здания построенные до начала реализации программы «Доступная среда» не всегда предназначены для перемещения людей с ограниченными возможностями. Чаще всего это выраженно в узких дверных проёмах и высоких порогах.
  • Монтаж поручней и пандусов. Доступность среды для инвалидов это в первую очередь присутствие пологих пандусов по которым может въехать коляска. Разумеется, аппарель для данных целей тоже подойдёт, но она не многофункциональна. Например, пандус, оснащённый поручнями, предоставит доступ не только колясочникам, но и гражданам со слабым зрением.
  • Также создание безбарьерной среды не мыслимо без установки и настройки информационных систем. Слабовидящие и слабослышащие люди очень часто не имеют возможности пользоваться информационными системами для лиц без ограничений. Именно поэтому специалисты нашей компании готовы установить тактильное оборудование.
  • Устройство и переустройство туалетных комнат — это также создание безбарьерной среды. Люди с ограниченными возможностями ни редко не способны воспользоваться стандартной туалетной комнатой из-за узости кабинок и прочих неудобств.
  • В комплекс мероприятий, способных организовать безбарьерную среду для инвалидов также включены работы по монтажу внутренних сетей электроснабжения.

Доступность созданная сотрудниками нашей организации отвечает всем нормам и требованиям законодательства. Здания и сооружения, обустроенные нами с лёгкостью, пройдут любую проверку.

Если вас заинтересовали наши услуги рекомендуем обратиться за помощью к консультантам нашей фирмы. Для этого вам нужно позвонить по номеру телефона указанному на главной странице сайта. Стоит отметить, что выезд наших сотрудников на места, для изучения степени сложности, абсолютно бесплатен для клиентов.

Мы оказываем все перечисленные услуги на территории всей страны, таким образом являясь федеральной компанией. Сотрудничество с нами оставит только положительные эмоции.

БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА, ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ И МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Безбарьерная среда – это среда, в которой все виды преград для осуществления продуктивной жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями максимально устранены. Это среда, в которой человек чувствует себя полноценно, самостоятельно, независимо и комфортно во всех смыслах: психологическом, культурном, физическом, социальном.

Главным принципом “безбарьерной среды жизнедеятельности” (БСЖ) является доступность жилых и общественных зданий для людей с ограниченными возможностями.

БСЖ может быть сформирована за счет:

использования пандусов и поручней во входных группах и внутри зданий;

оснащения жилых помещений адаптационной оргтехникой (кухни, жилые комнаты, санитарно-гигиенические места);

использование автономного мобильного ПТС (подъемно-транспортное средство) как внутри помещений, так и во входных группах зданий и сооружений, а также в ландшафтной зоне, прилегающей к ним;

ПТС наклонного и вертикального перемещения.

Входная группа зданий.

Все здания и сооружения, которыми могут пользоваться люди с ограниченными возможностями, должны иметь не менее одного доступного для них входа, который при необходимости должен быть оборудован пандусом или другими устройствами (подъемными устройствами наклонного или вертикального перемещения), обеспечивающими возможность подъема граждан данной категории на уровень входа в здание, его первого этажа или лифтового холла.

Вход в здание на одном уровне с тротуаром без лестниц и пандусов – это идеальное решение проблемы беспрепятственного доступа при проектировании зданий и сооружений.

Двери в здания и помещения на путях движения человека в кресле-коляске не должны иметь порогов, либо их высота не должна превышать 0,025 м и, по возможности, иметь устройства автоматического открывания (закрывания).

Внутренние помещения должны быть оснащены:

Набором опорных поручней в соответствии с действующими стандартами и строительными нормами и правилами.

Адаптационными средствами оргтехники, включая санитарно-гигиенические места, жилые комнаты и кухни для безбарьерного доступа к ним людей с ограниченными опорно-двигательными функциями.

Читать еще:  3 группа инвалидности устанавливается на срок

Гаражи и паркинги.

На каждой стоянке автотранспортных средств (около жилых зданий, производственных предприятий, предприятий торговли и сферы услуг, медицинских, спортивных, культурно-зрелищных учреждений, предприятий) выделяется не менее 10 процентов оборудованных специальными знаками и разметкой мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства.

К местам парковки должен быть обеспечен беспрепятственный доступ, исключающий высокие бордюры, узкие проходы (проезды) и т.д.

Доступность прилегающих к зданиям и сооружениям садово-парковых, ландшафтных зон и скверов.

Для обеспечения безбарьерного доступа людей к различным социальным и культурным объектам (киноконцертный зал, спортивная площадка, бассейн, природоландшафтная зона и т.п.), в том числе и передвигающихся на креслах-колясках пути подхода (подъезда) должны быть оснащены противоскользящими покрытиями и противобуксовочными средствами.

Уклоны пешеходных дорожек и тротуаров не должны превышать: продольный – 5%, поперечный – 1-2%.

На сложном рельефе следует предусмотреть устройство серпантинных трасс с уклонами в пределах нормы, а также использование пандусов и различных подъемных устройств, как стационарных, так и мобильных.

В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог должен быть предусмотрен пониженный бордюр достаточной ширины (не менее 900 мм) и с безопасной высотой бортовых камней (не менее 2,5 см).

Все лестницы на пути движения человека в кресле-коляске должны быть продублированы пандусами или подъемниками.

В жилых районах вдоль пешеходных дорожек и тротуаров, предназначенных для передвижения, следует предусматривать места отдыха со скамейками (не реже чем через 300м).

Универсальными для подобных случаев средствами могут являться мобильные автономные подъемники, использование которых для людей, двигающихся в креслах-колясках, практически, сводит на нет барьеры как в парковых и садовых зонах, так и в помещениях.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» И ЕЕ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

«Доступная среда» – многоцелевая государственная программа по защите и поддержке отдельных слоев населения, которые ограничены в своих действиях из-за состояния физического или психического здоровья. Иными словами, это комплекс мер, поддерживаемый федеральными и региональными органами власти и направленный на реабилитацию и абилитацию (лечебно-педагогические действия по отношению к ограниченным людям или лицам с подорванной психикой с целью создания для них смысла жизни и иных оптимистических взглядов) инвалидов и других граждан, ведущих малоподвижный образ деятельности.

Программа «Доступная среда» была утверждена распоряжением правительства России 17 ноября 2008 года. Это событие послужило знаком готовности Федерации отстаивать права ограниченных людей и проводить финансовую поддержку по их реабилитации и адаптации на основании международного договора – конвенции о правах инвалидов от 13.12.06 года.

ервоначально федеральная программа была рассчитана на четыре года: с 2011 года по 2015 год. Впоследствии ее действие было продлено до 2020 года. На сегодняшний день комплексные

Основная цель программы – образование законных условий для повышения качества жизни людей с ограниченными возможностями. При этом необходимо дополнить их экономически важными приоритетами снабжения таких граждан.

Дополнительное целевое направление развития программы:

Увеличение объектов инфраструктуры, которые будут заниматься реабилитацией, лечением и психологической коррекцией инвалидов.

Проведение социологического опроса среди людей с ограниченными возможностями для выявления их мнения, как относятся обычные граждане к проблеме инвалидов.

Увеличение социальных объектов по работе с малоподвижными и ограниченными гражданами, в том числе и с детьми, с целью уравнения их количества в различных муниципалитетах и субъектах Федерации.

Подготовка профессиональных кадров для работы с инвалидами, в том числе их обучениеи повышение квалификации.

Увеличение количества ограниченных граждан, как взрослых, так и детей, которые воспользовались услугами государственной программы.

Обучение и трудоустройство инвалидов, если они в состоянии осуществлять какую-либо деятельность.

Увеличение количества медицинских учреждений, оснащенных специализированным оборудованием для работы с пациентами ограниченными по здоровью или психике.

Основные задачи социальной программы:

Одинаковый доступ для любого ограниченного индивида в сферах обслуживания таких лиц.

Предоставление бесплатного или льготного медицинского обслуживания на равных условиях с остальными гражданами.

Организация курсов по обучению и повышению квалификации инвалидов с последующим их трудоустройством.

Объективность и непредвзятость медицинской экспертизы.

Гарантирование открытости для такой категории граждан госучреждений, необходимых для их жизнедеятельности. Цели подпрограммы – создание определенных предпосылок для получения объективной информации по вопросам ограниченных лиц, а также создание свободного доступа и качественного обслуживания в государственных учреждениях.

Совершенствование систем по адаптации и абилитации таких граждан. Основная задача: создание и развитие отдельных отраслей промышленности для производства предметов, необходимых инвалидам для их более эффективной жизнедеятельности и сосуществования в обществе, а также определение и внедрение законодательной базы, регламентирующей и решающей проблемы таких людей.

Улучшение медицинского контроля и экспертизы для инвалидов. Цели: организация более объективных методик проведения медицинского обследования таких лиц, а также предоставление им современной медицинской помощи.

Мероприятия по программе «Доступная среда»

Во исполнение социальной программы определен перечень мероприятий, которые разграничены по выполнению в зависимости от подпрограммы.

Перечень мероприятий по подпрограмме № 1:

Проектирование и создание архитектурных сооружений общего пользования с учетом нужд инвалидов. Например, введение универсального дизайна в школе;

Установка баннеров и специальных карт для улучшения информированности людей с ограниченными возможностями для улучшения поиска госучреждений, специализируемых на таких граждан.

Организация культурных мероприятий, где инвалиды могут принимать участие наравне с полноценными гражданами.

Адаптация строящегося жилья под нужды инвалидов.

№2:

Разработка национальных шаблонов для адаптации людей с ограниченными способностями в общество. Например, специальные занятия в школах для повышения информированности у обычных детей.

Организация более эффективного взаимодействия с госучреждениями по субъектам Федерации в сфере реабилитации и абилитации инвалидов.

Решение вопроса трудоустройства таких граждан.

Специализированные работы с детьми-инвалидами с целью их дальнейшей адаптации в обществе.

«Доступная среда» — целевая программа по реабилитации, абилитации и адаптации инвалидов и людей с ограниченными способностями. Основные цели:

Увеличение реабилитационных центров и улучшение качества их обслуживания.

Подготовка профессиональных кадров по работе с инвалидами.

Улучшение медицинской экспертизы по определению степени ограниченности.

Введение инновационных международных разработок и концепций.

Статья «Безбарьерная среда для детей-инвалидов в Губернском профессиональном колледже»
статья на тему

В данной статье представлен опыт работы колледжа по созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_lysikova.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

В ГАОУ СПО МО «ГУБЕРНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Александр Иванович Лысиков , директор ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж», г.Серпухов

Анна Петровна Шибаева , заведующая методическим кабинетом ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж», г. Серпухов

Вера Васильевна Михайлина , методист ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж», г.Серпухов

В Конституции Российской Федерации и Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с ограниченными возможностями здоровья, имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации системы образования является обеспечение доступности качественного образования, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Реабилитация людей с ограниченными возможностями является не только актуальной проблемой для общества, но и приоритетным направлением государственной социальной политики. Большое значение имеет создание необходимых условий, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в обществе.

Термин безбарьерная среда в большинстве случаев употребляется при упоминании о людях с ограниченными физическими возможностями использующих инвалидные коляски. Безбарьерная среда подразумевает наличие пандусов и тротуаров с хорошим ровным покрытием, достаточно широких дверей и других элементов внешней среды, облегчающих передвижение маломобильных групп населения. Но инвалиды-колясочники — это только часть населения, которому наличие безбарьерной среды позволит свободно передвигаться по городу и посещать магазины, учреждения, заведения и другие объекты. Ведь к маломобильным группам населения, кроме лиц с ограниченными физическими возможностями, согласно законодательству, также относятся: временно нетрудоспособные, пешеходы с детскими колясками, беременные женщины и т.п. К этой же категории относятся люди преклонного возраста и дети, мобильность и координация движения которых ограничены вследствие возрастных особенностей. Для всех их наличие безбарьерной среды является фактором, существенно влияющим на качество жизни. Согласно мировым статистическим данным в любой момент пользователями элементов безбарьерной среды является от четверти до трети населения. А если проследить более пристально, то каждый человек в разные периоды своей жизни использует эти элементы, если конечно они созданы, ведь они существенно улучшают качество жизни. Если рассмотреть, как и когда человек использует элементы безбарьерной среды, то получается следующая картина: только появившись на свет, маленький человек путешествует по миру в детской коляске. А наличие бордюров и лестниц это не только причина, мешающая спокойно спать во время прогулки, но и опасность получить травму при съезде с высокой бровки или лестницы. Поэтому создание безбарьерной среды является важным фактором улучшения качества жизни для тех, кто испытывает проблемы с передвижением, фактором сбережения здоровья и конкурентным преимуществом для различных заведений.

Сегодня на государственном уровне предпринимаются серьезные меры по повышению доступности окружающей среды для людей с ограниченными возможностями здоровья. Целевая программа Российской Федерации « Доступная среда » на 20 11-2015 годы» предусматривает их права на работу, медицинское обслуживание, образование, полноценное участие в общественной жизни. Доступная среда — это физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с учётом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая таким людям вести независимый образ жизни. Дети с

ограниченными возможностями здоровья не должны отличаться в правах и возможностях от обычных детей.

В основе формирования безбарьерной среды лежит идея интеграции людей с ограниченными возможностями в общество, создание условий, при которых они не чувствовали бы себя в изоляции. Но как можно чувствовать себя равноправным членом общества, если не имеешь доступа к объектам инфраструктуры, социальным, общественным и производственным зданиям, если не имеешь возможности пользоваться общественным транспортом, местами досуга и отдыха. Ведь для инвалида, особенно колясочника, даже в ближайший магазин сходить проблема, решить которую в одиночку не под силу. Барьеры подстерегают его сразу за порогом квартиры – крутая лестница, узкие двери лифта, отсутствие пандусов на выходе из подъезда.

«Безбарьерная среда» — понятие комплексное, и не только техническое, но и нравственное, и правовое. И государство, уважающее права своих граждан, обязано обеспечить маломобильным людям возможность участвовать во всех сферах жизни — общественной, производственной, творческой, спортивной, получить достойное образование и квалифицированную работу, пользоваться благами культуры, искусства. Словом, вести полноценную цивилизованную жизнь. Нет нужды объяснять, насколько важно и нужно человеку образование в современных условиях жизни. Не может остаться без возможности получить его и гражданин с ограниченными физическими возможностями. Тем более, что современная педагогическая и социальная система предусматривает немало форм обучения детей, имеющих различные особенности и потребности. Это инклюзивное образование, когда дети-инвалиды учатся в обычных школах наряду со здоровыми ребятами, дистанционное обучение, то есть на дому через интернет.

Система образования Московской области не осталась в стороне. Благодаря средствам, выделенным Министерством образования Московской области, ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж» с первого сентября 2013 года стало пилотной площадкой по реализации инклюзивного образования. Его основная идея состоит в исключении любой дискриминации обучающихся и создании специальных условий для них. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.

Доступность объектов образования предполагает не только оборудование зданий и сооружений входными группами, пандусными съездами, путями продвижения внутри зданий, санитарно-гигиеническими помещениями, лифтами и подъемными устройствами, но и оснащение образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по зрению, слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Кроме того, доступность образования для данной категории детей предполагает создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в образовательном учреждении; освоение обучающимися, воспитанниками общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего и профессионального образования; формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья.

В ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж», участвующему в государственной программе «Доступная среда», педагоги колледжа проходят соответствующую курсовую подготовку по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, проведена работа по обустройству парадного входа, общественных мест, учебных кабинетов, лестничных пролетов, оборудованию спортивных и тренажерных залов. Создаются условия для предоставления качественных образовательных услуг: приобретение коррекционно-развивающего программного комплекса, мультимедийного оборудования для детей-инвалидов, звукоусиливающей аппаратуры, закупка и установка системы визуальной, звуковой информации. Чтобы успешно работать с детьми-инвалидами, нужно овладеть соответствующими приемами и методами обучения. Здесь учитываются как методические, так и психологические и медицинские аспекты. Ведь не только здание образовательного учреждения должно быть адаптировано для детей-инвалидов, но и созданы условия для развития их способностей, учета индивидуальных потребностей таких детей в организации образовательного процесса и досуга.

Дистанционное обучение – это основной путь получения образования детьми -инвалидами. В колледже имеется Ресурсный образовательный центр, необходимая техника, которая используется для организации обучения детей-инвалидов на дому. Детям-инвалидам и им родителям оказывается консультативная помощь педагогов посредством электронной почты, блогов и сайтов преподавателей. Такой подход к обучению позволяет максимально индивидуализировать учебный процесс: это и удобное для ребенка расписание, и необходимый темп работы. Более того, дистанционная форма обучения способствует созданию безбарьерной среды для детей с нарушениями развития и возможности найти новых друзей, общаться в видео- и аудиочатах, а значит, формирует необходимые знания, умения, качества личности, позволяющие адаптироваться в жизни и быть успешными в социуме.

В колледже созданы условия для дополнительного образования детей-инвалидов, с ними проводятся занятия и соревнования по танцевальному искусству, различным видам спорта.

Верится, что государственная программа « Доступная среда » будет способствовать как созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов, так и их полноценной интеграции в жизнь общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации

2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года

3. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы. Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. N 2181-р.

3. Педагогика: учебник/Г.М.Коджаспирова. — М: КНОРУС, 2010. -744 с.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector