1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Адаптивная физическая культура и спорт инвалидов

Адаптивная физическая культура и спорт инвалидов

Во всём мире, рост инвалидности среди населения, связан с ухудшением экологии, увеличением транспортных потоков, усложнением производственных процессов и другими причинами. Инвалидность представляет собой социальный феномен и поэтому каждое государство формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.

Адаптивная физическая культура помогает компенсировать, а иногда и восстановить физические и интеллектуальные способности, способствует повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека. Главное, — адаптивная физкультура позволяет решать задачу интеграции инвалида в общество[2].

Физкультурно-оздоровительная активность в таких случаях является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности организма. Причем речь идет не просто о восстановлении нормальных функций организма, но и о восстановлении трудоспособности и приобретении трудовых навыков. С помощью адаптивной физкультуры у инвалидов вырабатывается твердая уверенность в своих силах, готовность к преодолению необходимых физических нагрузок, а также потребность в систематических занятиях физическими упражнениями.

В настоящее время в развитии спорта среди инвалидов в России отмечается возрастание роли государства. Это проявляется, прежде всего, в государственной поддержке спорта среди людей с ограниченными возможностями; финансировании системы подготовки спортсменов-инвалидов.

На данном этапе вовлечение как можно большего числа инвалидов в занятия физической культурой и спортом стало приоритетным в нашей стране. В населенных пунктах осуществляется обеспечение доступности для инвалидов существующих физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов.

Адаптивная физическая культура интенсивно исследуется в последние годы и предполагает научное обоснование широкого спектра проблем: нормативно-правового обеспечения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности; управления нагрузкой и отдыхом; фармакологической поддержки спортсменов-инвалидов в периоды физических и психических напряжений; социализации и коммуникативной деятельности; технико-конструкторской подготовки как нового вида спортивной подготовки и многих других.

Изучаются наиболее эффективные пути использования физических упражнений для организации активного отдыха инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, переключения их на другой вид деятельности, получения удовольствия от двигательной активности и др. Кроме того, содержание и задачи основных видов адаптивной физической культуры раскрывают потенциал возможностей, средств и методов адаптивной физической культуры, каждый из которых, имея специфическую направленность, способствует в той или иной мере не только максимально возможному увеличению жизнеспособности инвалида, но и всестороннему развитию личности[1].

Как мировое сообщество, так и сами инвалиды должны четко понимать, что физкультура и спорт более важны для человека с ограниченными возможностями, чем для благополучных в этом отношении людей. Главной задачей все же остается вовлечение в интенсивные занятия спортом как можно большего числа инвалидов в целях использования физкультуры и спорта как одного из важнейших средств для их адаптации и интеграции в жизнь общества, поскольку эти занятия создают психические установки, крайне необходимые для успешного воссоединения инвалида с обществом и участия в полезном труде. Применение средств физической культуры и спорта является эффективным, а в ряде случаев единственным методом физической реабилитации и социальной адаптации.

Адаптивная физическая культура и ее роль для развития личности инвалидов

  • Малыгина Ирина АлександровнаНаписать 6239 08.04.2017

Номер материала: ДБ-341173

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    08.04.2017 216
    08.04.2017 298
    08.04.2017 518
    08.04.2017 1953
    08.04.2017 811
    08.04.2017 359
    08.04.2017 189

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Адаптивная физическая культура и спорт инвалидов

Физическая культура и спорт в Российской Федерации является одним из активно применяемых и популярных способов социальной, психологической и физической реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Еще Д.А. Медведев в обращении к участникам Первой международной выставки «Reha Moscow International» отметил, что «Наша задача – создать полноценные комфортные условия для жизни инвалидов, создать такую развитую систему реабилитации, чтобы граждане с ограниченными возможностями могли быть включены в полноценную жизнь» [5].

Читать еще:  Денежные выплаты инвалидам 2 группы

Для решения поставленной задачи, а также с целью развития массового спорта среди инвалидов, проводятся соревнования на различных уровнях (муниципальные, региональные, государственные, международные) такие как Кубок Сибири, Чемпионат России по разным видам спорта, Международный турнир по мини-футболу, Открытый чемпионат первенство Красноярского края по пулевой стрельбе и другие. Для развития адаптивного спорта и физической культуры необходим учет особенностей заболевания инвалида, ее степень, категорию (спорт глухих, слепых, ОДА, лиц с интеллектуальными нарушениями), а также различные нагрузки, которые применимы к людям определенной нозологической группы. Также необходимо обеспечение специализированным инвентарем, оборудованием («ходилки», надувные мячи, «горки» – деревянные щиты (лестницы) на стойке с углом наклона 45° и другие) для возможного восстановления частичной потери определенных навыков или для более быстрой адаптации людей, за счет использования разных методик обучения, а также технических средств (например, в спорте слепых используются звуковые датчики, а также различные разметки с разной степенью шероховатости поверхности и так далее.)

Цель. Выявить характерные черты развития адаптивного спорта и физической культуры среди людей с ограниченными возможностями и проанализировать расходы бюджета, а также аспекты нормативно-правового регулирования отрасли РФ.

Материалы и методы исследования

В данной работе применялся сравнительный анализ этапов подготовки инвалидов, относящихся к разным видам спорта в зависимости от их принадлежности к нозологической группе (спорт глухих, слепых, лиц с повреждением опорно-двигательного аппарата (ОДА), а также лиц с интеллектуальными нарушениями). При помощи данного метода возможно проанализировать какой этап (спортивно-оздоровительный, спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства) занимает наибольшую долю, а значит данному направлению будет соответствовать развитие массовости в адаптивном спорте. Для выявления наибольшего источника финансирования (федеральный бюджет РФ, бюджет субъектов РФ, бюджет муниципального образования РФ) отрасти также использовался сравнительный анализ. Так выявленному этапу, которому характерна наибольшая доля инвалидов, занимающихся массовым адаптивным спортом, будет соответствовать наибольший бюджет, с помощью средств которого происходит финансирование данного уровня подготовки.

В статье также был произведен анализ нормативно- правовой базы Российской Федерации в области спорта и физической культуры для оценки регулирования процессов в сфере адаптивного направления отрасли, а также для анализа работы органов исполнительной власти, в ведомости которых находится данная сфера.

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время интенсивно развивается адаптивная физическая культура и спорт, что проявляется в развитии массового спорта для всех нозологических групп, а именно проведения таких мероприятий, как: заезды на инвалидных колясках (для спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата), лыжные гонки с лидером (для спортсменов с нарушением зрения), мероприятия, проводимые в рамках всероссийских, международных и региональных праздников, такие, как День инвалида, Международный день глухих, Международный день слепых и т. п.; комплексные спортивные соревнования, Параспартакиады и фестивали: «Кубок Президента Российской Федерации по футболу среди инвалидов», «Региональная Параспартакиада» (например, Ивановской области), «Параспартакиада Центрального Федерального округа», Фестиваль спорта среди инвалидов-опорников, фитнес-фестивали и так далее.

В зависимости от специфики заболевания, категории инвалидности и этапов подготовки в сфере адаптивной физической культуры и спорте (спортивно- оздоровительный, спортивного совершенствования, высшего спортивного мастерства), люди с ограниченными возможностями в разной степени вовлечены в занятия спортом и физической культуры (табл. 1) [4].

Из приведенных данных в табл. 1 можно сделать вывод о том, что наибольшую долю занимающихся разними видами спорта в зависимости от нозологических групп составляет спортивно – оздоровительный этап подготовки, связанный с реабилитацией людей с ограниченными возможностями, а также и с организацией и проведением спортивно-массовых мероприятий для инвалидов по зрению, слуху, ОДА и лиц с интеллектуальными нарушениями, с реализацией календарных планов всероссийских и международных спортивных мероприятий, (подготовка и проведение чемпионатов по видам спорта, учебно-тренировочных сборов, обеспечение участия российских спортсменов в международных соревнованиях), а также с организацией работы секций на базе Культурно-спортивных реабилитационных комплексов по наиболее востребованным видам спорта (плавание, дзюдо, гимнастика, мини-футбол, футзал, торбол, голбол, шахматы, шашки) и так далее.

Однако для эффективной реабилитационной работы с помощью адаптивной физической культуры и спорта необходимо создание условий для выполнения физических упражнений, учебной и медицинской работы, а также оснащение инфраструктуры близ центров для доступности и удобства в пребывании на их территории. В последнее время неотъемлемым условием обеспеченности различных реабилитационных баз и центров также становится наличие домов-интернатов.

Читать еще:  Материальная помощь по случаю смерти близкого родственника

Вовлеченность инвалидов на разных этапах спортивной подготовки 2016 г.

Численность занимающихся на этапах подготовки (чел.)

Адаптивная физическая культура как средство реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Адаптивная физическая культура как средство реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Опарий Наталия Александровна, специалист по реабилитации инвалидов. ГОАУСОН «Полярнинский КЦСОН», Мурманская область.

сам заводит часы своей жизни»

Адаптивная физическая культура (АФК) является важнейшим компонентом всей системы реабилитации детей — инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, всех ее видов и форм. Она со всей очевидностью присутствует во всех сферах жизнедеятельности ребёнка и поэтому составляет фундамент, основу социально — трудовой, социально – бытовой, социально — психологической и социально — педагогической реабилитации. Выраженные нарушения психофизического развития приводят к изменению физического и эмоционального пространства существования ребенка — инвалида, искажению его естественной ритмики развития и, соответственно, к затруднению или даже исключению полноценного социального контакта с окружающим миром. Что ведет к возникновению вторичных отклонений психоэмоционального развития, в том числе: замкнутости, неразвитость чувства собственного достоинства и постоянное ощущение психологического дискомфорта создают риск проявления социально неприемлемых форм поведения.

Современные подходы к процессам социальной реабилитации и адаптации свидетельствуют о том, что адаптивная физическая культура и спорт являются эффективными технологиями физического и социального развития, максимальной самореализации и социализации детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия детей — инвалидов адаптивной физической культурой во многих случаях можно рассматривать не только как средство реабилитации, но и как постоянную форму жизненной активности – социальной занятости и достижений. Систематические занятия не только расширяют их функциональные возможности, оздоравливают организм, улучшают деятельность опорно — двигательного аппарата, сердечно — сосудистой, дыхательной и других систем организма, но и благоприятно воздействует на психику, мобилизуют волю, дают детям — инвалидам чувство социальной защищенности и полезности.

Для многих детей — инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, единственным способом «разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, приобрести друзей, получить возможность для общения является адаптивная физическая культура. Именно здесь, зачастую впервые в жизни, они познают радость движения, учатся побеждать и достойно переносить поражения, осознавать счастье преодоления себя. Дети с различными нарушениями острее переживают малейшие успехи в своих двигательных способностях. Они искренне выражают свои чувства, радуются возможности ходить, играть, соревноваться, общаться и побеждать.

Адаптивная физическая культура – это не просто комплекс физических упражнений, это целая система мероприятий направленная на коррекцию физических и психофизических нарушений у детей. АФК обеспечивает общеукрепляющий, профилактический и реабилитационный эффект. Также является одним из средств улучшения состояния здоровья и социальной активности детей – инвалидов.

Основной целью АФК как вида физической культуры — является максимальное укрепление здоровья и физического развития двигательных и психофизических способностей с учётом индивидуальных особенностей и диагноза детей, а также развитие жизнеспособности ребёнка, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья.

Адаптивная физическая культура включает в себя комплекс мер спортивно — оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде детей — инвалидов преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни. АФК имеет строго индивидуальный характер занятий и проводится ежедневно с каждым ребенком индивидуально. Физические упражнения, являясь мощным средством воздействия на организм, расширяют диапазон возможностей в первую очередь двигательной сферы, нарушенной стойким дефектом. Дети с проблемами интеллекта и детского церебрального паралича осваивают не сложные гимнастические упражнения. Программа по АФК адаптирована под каждого ребенка индивидуально, учитывая диагноз детей, (по направленности, сложности, продолжительности) и лимитируется моторной мобильностью, двигательным опытом, физической подготовленностью, возрастом.

В отделении социальной реабилитации несовершеннолетних ГОАУСОН «Полярнинский КЦСОН» оборудован спортивный зал, где ежедневно проводится комплекс мероприятий по адаптивной физической культуре и созданы все условия для благоприятной атмосферы и занятий адаптивными видами спорта. Наша задача воспитать в наших воспитанниках интерес к активной физической деятельности, нравственно волевым качествам и выносливости, развивать и тренировать систему функций организма через оптимальные физические нагрузки, а также мотивировать воспитанников поддерживать здоровый образ жизни через ежедневные занятия по адаптивной физической культуре.

Для решения поставленных задач с детьми – инвалидами ежедневно проводятся следующие мероприятия:

  • упражнения на расслабление мускулатуры и плечевого пояса;
  • упражнения на согласованность работы рук и ног;
  • упражнения для всех групп мышц;
  • дыхательные упражнения и релаксация;
  • упражнения на координацию: равновесие и меткость;
  • упражнения на укрепление мышц свода стопы;
  • комплекс упражнений для формирования и закрепления правильной осанки;
  • профилактика плоскостопия.
Читать еще:  1 степень инвалидности это

Одним из любимых занятий наших ребят является фитбол — гимнастика. Большая часть упражнений подобрана в форме игры. Дети, обучаясь фитбол — гимнастике быстрее усваивают новые элементы, сохраняют на протяжении длительного времени интерес к занятию и увеличивают свою работоспособность. Дети любят прыгать, качаться и играть с мячом. А счастливый ребёнок – это мечта каждого родителя.

Положительными особенностями упражнений на фитболе являются:

  • отсутствие отрицательного побочного действия (при правильной дозировке);
  • возможность длительного применения;
  • универсальность и широкий диапазон воздействия на организм;
  • положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка;
  • стимулирующее влияние на все органы и системы организма.

При выполнении физических упражнений на мячах одновременно включаются двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от занятий.

Важно отметить, что ребята с удовольствием занимаются на занятиях и участвуют в совместной деятельности. Физкультурно – оздоровительная активность в таких случаях является действенным средством профилактики жизнедеятельности организма детей – инвалидов.

Также в рамках межведомственного взаимодействия с МБОУДО ДЮСШ №2 г. Снежногорск, еженедельно проводится комплекс мер по адаптивной физической культуре спортивно – оздоровительного характера на базе детской и юношеской спортивной школы с воспитанниками отделения социальной реабилитации несовершеннолетних ГОАУСОН «Полярнинский КЦСОН» группы дневного пребывания детей – инвалидов.

В здании детско — юношеской спортивной школы для наших ребят созданы все условия для занятий адаптивными видами спорта. Универсальный спортивный зал: где дети играют в баскетбол, мини — футбол и игру «Бочче». Физкультурно – оздоровительный комплекс: где воспитанники Центра занимаются на спортивных тренажёрах и матах, проводятся коррекционно — подвижные игры и спортивные эстафеты, а также игры в сухом бассейне, который является отличной профилактикой многих заболеваний. Плавательный бассейн, где есть малая и большая чаша: ведь занятия плаванием как никакой другой вид спорта оказывает благотворное влияние на детей с проблемами со здоровьем, среди многочисленных видов реабилитации плавание – один из самых эффективных.

Также ежегодно организовываются спортивно – развлекательные мероприятия в плавательном бассейне и в спортивном зале «Вместе мы сможем всё» для детей – инвалидов и детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, где участвуют ребята всех возрастов.

Тренер МБОУДО ДЮСШ №2 по адаптивной физической культуре Саморядова В.С. находит индивидуальный подход к каждому ребёнку согласно его заболеванию. Развивает и тренирует систему функций организма через оптимальные физические нагрузки, создаёт атмосферу психологического комфорта, доверия, доброжелательности, свободы, раскованности, даёт возможность радоваться, получать удовольствие от физических упражнений, а также мотивирует воспитанников поддерживать здоровый образ жизни через занятия адаптивной физической культуры.

Спортивно – оздоровительные мероприятия для наших ребят — это особый мир отношений и переживаний, который увлекает, сосредотачивает внимание на новых объектах, переключает психическую деятельность, создает разрядку, смену эмоций и настроения. С другой стороны, это активная творческая деятельность, где дети — инвалиды, имея в движениях эстетические погрешности, все равно стремятся к совершенству, изменяя свои физические качества, систему движений, создавая свой индивидуальный стиль, неповторимый облик, вкладывая в него гармонию бодрости и силу духа. Это даёт поведению, характеру и образу жизни новые эмоции, который позволяет ребёнку — инвалиду повысить свою самооценку собственного «Я», тем самым социализироваться в обществе.

Практика подтверждает, что если для здоровых детей двигательная активность – обычная потребность, реализуемая повседневно, то для ребёнка — инвалида физические упражнения жизненно необходимы, так как они являются эффективнейшим средством и методом одновременно физической, психической и социальной адаптации. Дети – инвалиды острее переживают малейшие успехи в своих двигательных способностях. Они искренне выражают свои чувства, радуются возможности ходить, играть, общаться и побеждать в элементарных соревнованиях.

Таким образом, в результате проведённой работы можно сделать заключение о том, что адаптивный спорт, адаптивная двигательная коррекция и другие виды адаптивной физической культуры как раз и ставят задачи максимального отвлечения от своих болезней и проблем, предусматривая общение, развлечение, активный отдых и другие формы нормальной человеческой жизни.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector