1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Адаптация инвалидов в обществе

Социальная адаптация инвалидов (стр. 1 из 7)

Актуальность данной работы объясняется тем, что работа с инвалидами относится к категории сложнейших вопросов в социальной работе. Проблема социальной адаптации инвалидов — проблема приспособленности инвалидов к полноценной жизни в обществе здоровых людей приобрела в последнее время особую важность. Это связано с тем, что в новом тысячелетии стали существенно меняться подходы к людям, которые по воле судьбы родились или стали инвалидами. Профессиональная сфера социальной работы возникла в мире около 100 лет назад, а у нас в стране — с 1991 г. Вопросы медико-социальной и трудовой реабилитации людей с ограниченными возможностями невозможно решить без участия социальных работников и специалистов в области социальной работы. В Российской Федерации как минимум свыше 8 млн. человек официально признаны инвалидами. В перспективе ожидается дальнейший рост числа этой категории населения, в том числе и в долевом выражении». (18. – С.147).

Несмотря на рост числа инвалидов в России еще ничтожно мало учреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной, социально-медицинской, материальной, социальной и другой помощи. Одной из важнейших проблем инвалидов является их не включенность в общественное производство, так как только часть регионов активно занимается открытием рабочих мест, что негативно сказывается на их материальном положении и психологическом состоянии. В последнее время специалисты разных профессиональных направлений ведут разработку технологии социального, социально-медицинского, социально-психологического сопровождения инвалидов. Идет активное обсуждение опыта работы ведущих социально-реабилитационных центров в специальных журналах, на конференциях и других научно-практических форумах. Однако, до сих пор существует необходимость постоянного и целенаправленного изучения проблем инвалидов как на государственном, так и региональном уровне, в том числе и университетском. Инвалид в России сталкивается также с такими проблемами как одиночество, так как их общение ограничивается рамками родительской семьи или ближайших родственников, невозможность продолжить обучение и другое. Государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета их потребностей в соответствующих государственных программах, предоставления социальной помощи в предусмотренных законодательством видах в целях устранения препятствий в реализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд, образование и профессиональную подготовку, жилищных и иных социально-экономических прав. Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения. Наиболее актуальными задачами социальной политики в отношении инвалидов являются обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, выполнять свои гражданские обязанности.

Объектом исследования курсовой работы является социальная работа с инвалидами. Предметом – проблемы социальной работы с инвалидами. Цель данной работы: Изучить проблемы социальной работы с инвалидами.

Исходя, из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:

1. Определить понятие инвалидности;

2. Рассмотреть виды инвалидности;

3. Изучить механизм реализации государственной политики в отношении инвалидов;

4. Изучить нормативно-правовую базу по работе с инвалидами;

5. Обозначить основные принципы работы с инвалидами;

6. Рассмотреть особенности работы с инвалидами в социальной среде;

7. Обосновать психологический аспект в работе с инвалидами;

8. Изучить основное содержание и виды реабилитации инвалидов.

Методы исследования: анализ литературы и документов, обобщающих опыт работы центров социального обслуживания с инвалидами. В данной курсовой работе использовались труды учёных: Е.И. Холостовой, М.Э. Бочко; П.В. Павленок; Н.Ф. Дементьевой, Б.А. Долгаева и других.

ГЛАВА 1. Социальная работа с инвалидами. общие положения

1.1 Понятие инвалидности и ее виды

Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (volid – «действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный». В российском словоупотреблении, начиная со времен Петра I, такое название получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности. Характерно, что в Западной Европе данное слово имело такой же оттенок, то есть относилось в первую очередь к увеченным воинам. Со второй половины ХIХ в. термин распространяется и на штатских лиц, также ставших жертвами войны, — развитие вооружений и расширение масштабов войн все более подвергали мирное население всем опасностям военных конфликтов. Наконец, после Второй мировой войны в русле общего движения по формулированию и защите прав человека в целом и отдельных категориях населения в частности происходит формирование понятия «инвалид», относящегося ко всем лицам имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. (8).

Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью. (17. – С.87).

Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они в меньшей степени имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Всё это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым и сегрегированным меньшинством.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:

1.2 Механизм реализации государственной политики в отношении инвалидов

Государственные структуры, неправительственные организации и общественные объединения, частные инициативы призваны не только охранять здоровье населения и заниматься профилактикой инвалидности, но и создавать условия для реабилитации инвалидов, их интеграции и реинтеграции в общество и профессиональную деятельность.

Эффективным механизмом реализации государственной политики в решении проблем инвалидов в Российской Федерации стали целевые федеральные и региональные программы, объединяющие усилия различных ведомств. В 1994 г. начато финансирование программы «Разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов». Создана также федеральная программа «Социальная поддержка инвалидов». В рамках Федеральной комплексной программы «Дети России» предусмотрена программа «Дети-инвалиды».

Реализация федеральных программ должна создать условия, соответствующие требованиям и нормам цивилизованного государства, при которых инвалид, как и любой гражданин, имеет возможность на равных условиях получить образование, трудиться, материально обеспечивать себя и иметь доступ ко всем объектам социальной, производственной и хозяйственной инфраструктуры.

В этих условиях основной задачей социальной работы с инвалидами является объединение усилий как государственных органов, так и общественных и частных инициатив, групп самопомощи для наиболее полного удовлетворения потребностей данной категории населения и самореализации лиц с ограниченными возможностями.

Основными социально-экономическими и социально-демографическими показателями, характеризующими положение инвалидов в обществе, являются: участие в трудовой и общественной деятельности, размеры заработной платы и пенсии, уровень потребления товаров длительного пользования, жилищно-бытовые условия, семейный статус, образование.

Ранее основные усилия государства по повышению уровня жизни инвалидов сводились преимущественно к предоставлению разного рода материальных льгот и дотаций отдельным их категориям. Вместе с тем существовала довольно развитая система специализированных предприятий, использующих труд инвалидов, которые, однако, в условиях рыночной экономики становятся неконкурентоспособными по сравнению с коммерческими структурами. Продолжение социальной политики в отношении инвалидов в предоставлении различных льгот представляется вряд ли возможным в условиях бюджетного дефицита, к тому же оно чревато и рядом негативных последствий — противопоставление здоровых и инвалидов (что, в свою очередь, порождает негативное отношение к последним), а также различных категорий инвалидов друг другу; нежелание некоторых инвалидов участвовать в реабилитационных процессах в связи с иждивенческими настроениями и ожиданием льгот и дотаций.

Социальная адаптация инвалидов: проблемы и перспективы

Инвалидность — особенность развития человека или болезнь, вследствие которой происходит ограниченность человека в некоторых сферах жизнедеятельности. Социальная адаптация людей с физическими отклонениями в Российской Федерации: проблемы и перспективы.

РубрикаСоциология и обществознание
Видстатья
Языкрусский
Дата добавления04.04.2016
Размер файла19,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Читать еще:  Адаптивная физическая культура и спорт инвалидов

Размещено на http: //www. allbest. ru/

Социальная адаптация инвалидов: проблемы и перспективы

Хужина Радмила Дамировна

студент 5 курса, кафедра социальной работы

Научный руководитель Испулова Светлана Николаевна

канд. педагогических наук, доцент МГТУ им. Г.И. Носова,

Инвалидность — это особенность развития человека или болезнь, вследствие которой происходит ограниченность инвалида в некоторых сферах жизнедеятельности. Многие считают, что проблема инвалидности — это личная проблема каждого инвалида, однако это далеко не так. Одной из главных проблем социальной адаптации инвалидов является отношение общества к инвалидности. Здоровые люди зачастую считают, что инвалиды неполноценны, не доверяют им работу, на которую они явно способны, негативные стереотипы не дают работодателям принимать на работу людей с функциональными нарушениями. Но сколько людей, которые не могут самостоятельно передвигаться становятся отличными дизайнерами, художниками или программистами, отличными юристами и просто ответственными работниками.

Таким образом, проблема социальной адаптации инвалидов скорее проблема общества, а не самих инвалидов. Обществу просто необходимо пересмотреть свое отношение к людям с ограниченными возможностями.

В современном обществе на смену традиционной («медицинской») модели, определяющей инвалидность как нарушение здоровья, приходит социальная модель понимания инвалидности, которая утверждает [3, с. 195]:

— причина инвалидности — это не само заболевание, как таковое;

— причина инвалидности — это барьеры вокруг.

Социальная модель инвалидности в основном направлена на определение и устранение тех барьеров, которые изолируют людей с инвалидностью и не позволяют им стать полноправными членами своих сообществ. Социальная модель инвалидности базируется на философии независимой жизни инвалидов, которая определяется как инновационная технология, основной социально-психологической установкой которой является полноценная интеграция инвалидов в жизнь общества. Безусловно, что профессиональная адаптация и реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства, так как средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов.

Занятость является одной из сфер создания равных возможностей для лиц с инвалидностью. Вместе с тем она является той сферой жизни, значение которой трудно переоценить для инвалидов, поскольку трудоустройство дает не только заработок, но и такие важные вещи как общение, возможность самореализации и карьеры, определенный социальный статус, наполненность жизни и т.д.

К сожалению, на пути к занятости для человека с инвалидностью все еще остается ряд препятствий, которые ему приходится преодолевать — это архитектурные, транспортные, коммуникационные, психологические и другие барьеры. И задача общества в целом, и прежде всего специальных органов, учреждений и организаций, помочь им в преодолении этих барьеров и постепенно прийти к устранению этих барьеров вообще.

Причины трудностей в трудоустройстве инвалидов кроются в трех основных сферах [2, с. 43]:

— фактической — уровень работоспособности инвалида объективно ниже, чем у здорового человека;

— правовой — законодатель выписал широкой спектр прав инвалидов в трудовой сфере, однако финансовое и организационное бремя их обеспечения необоснованно ложатся на работодателя;

— информационной — бытует масса заблуждений относительно условий работы льготников (хотя бы о том, что человека с ограниченными возможностями нельзя уволить или подвергнуть дисциплинарному взысканию).

Главная структура, разрешающая проблемы трудоустройства инвалидов в России, — это Федеральная служба по труду, ее территориальные управления и центры занятости. Местные центры занятости часто проводят «ярмарки» вакансий, в которых участвуют различные компании с целью обновления кадровой базы. Одним из аспектов решения проблем с трудоустройством является достойная организация психофизиологической помощи. социальный адаптация инвалид российский

Трудоустройство инвалидов в России в последние годы начало набирать обороты, особенно, когда появилась возможность свободного доступа к интернету. Сегодня даже на сайтах по поиску работы существует раздел «удаленная работа», есть возможность найти работу по своей специальности, например, вести бухгалтерию организации. Удаленная работа имеет ряд положительных факторов. Самое главное, что это работа на дому. Для людей, не способных самостоятельно передвигаться, это очень важно. Работа на дому выполняется в то время, когда удобно инвалиду, когда позволяет его самочувствие. И очень важен психологический момент, когда человек чувствует, что он кому-то нужен и полезен.

С целью изучения потребностей и основных проблем трудоустройства инвалидов, вопросов их информированности о положении на рынке труда, а также о роли и значении государственной службы занятости, нами было проведено эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие 18 безработных инвалидов. Практически две трети опрошенных инвалидов считают свои доходы низкими. Вместе с тем, лишь каждый шестой рассчитывает исключительно на свои силы в процессе решения возникающих трудностей. Две трети — убеждены, что им необходима внешняя помощь.

Очевидно, что инвалиды стараются не потерять имеющуюся работу, поскольку поиск новой может затянуться. Если же инвалид оставляет место работы, то здесь наиболее частыми причинами выступают низкая оплата труда, невозможность выполнения тяжелой физической работы, которые очень часто сочетаются с действиями руководства, направленными на избавление от работника не способного энергично трудиться.

В поисках работы инвалиды, как правило, обращаются к родственникам и друзьям. Не получив каких-либо результатов, обращаются уже в службы занятости. Многие занимаются подработкой, стараясь хоть как-то улучшить свое материальное положение. При этом, практически все нацелены на получение постоянной работы, предполагающей социальные гарантии.

Полезность своего обращения в центр занятости была оценена на высоком уровне. Что касается предоставляемых услуг, то не обо всех из них проинформированы инвалиды. На первом месте оказалась услуга по профессиональной подготовке и переподготовке. Второе место занимают юридические консультации. Третьим в рейтинге востребованных оказалось информирование об опыте поиска работы другими инвалидами.

Невысокий процент трудоустройства инвалидов объясняется их низким образовательным и профессиональным уровнем, отсутствием мотивации к трудовой деятельности, постоянно сокращающимся количеством рабочих мест, пригодных для трудоустройства, в первую очередь, на специализированных предприятиях. Более половины инвалидов трудоустроено в рамках квотирования рабочих мест.

Трудоустройство инвалидов подразумевает решение целого комплекса вопросов, среди которых и создание доступной инфраструктуры, в том числе и на рабочем месте, получение инвалидом профессионального образования и психологическая адаптация к новым условиям жизни, преодоление негативного отношения к этой категории граждан со стороны работодателя.

Особое внимание, безусловно, стоит уделить отношению инвалида к данной проблеме. В ходе исследования было доказано, что конечный результат напрямую зависит от активности инвалида, его жизненных установок, уверенности в своих силах, возможности собственными силами решать возникающие проблемы. В настоящее время отношения государственных социальных служб и инвалидов носят скорее патерналистский характер, который в определенной мере не дает инвалиду самому управлять своей жизнью.

Данная психологическая составляющая является очень важной в процессе социально-трудовой адаптации инвалидов. Для формирования активной жизненной позиции инвалида, борьбы с собственными страхами, нами было предложено взаимное консультирование — метод, который хорошо зарекомендовал себя за рубежом. Он предполагает консультирование инвалида по вопросам, в том числе трудовой занятости, другим инвалидом, который смог добиться положительного результата, имеет опыт. Реализация данного метода возможна в деятельности территориальных служб занятости, либо социальных служб с участием специалистов по социальной работе.

Пока общество не сделает обдуманные шаги навстречу, социальная адаптация инвалидов к нахождению в обществе не состоится. Залог успеха в адаптации инвалидов к более-менее полноценной жизни — их взаимоотношения со здоровыми людьми.

1. Бахуташвили, Т. В., Тюря, К. Ю. Проблемы социальной адаптации молодых инвалидов // Educatio. — 2015. — № 3 (10) — 8. — С. 28-29.

2. Горина, Т. И., Кефели, В. Б. Социально-трудовая адаптация инвалидов в современном обществе // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 2. — С. 39-50.

3. Домбровская, А. Ю. Факторы социальной адаптации инвалидов в России (по материалам социологического исследования) // Известия Тульского госуд. ун-та. Гуманитарные науки. — 2013. — № 3-1. — С. 190-200.

4. Чуксина, В. В., Комиссаров, Н.Н. Дискриминация по признаку инвалидности в трудовых отношениях // Извест. Иркут. госуд. экономич. акад. — 2015. — № 1. — Том 25. — С. 126-134.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Инвалидность молодежи как социальный феномен. Специфика адаптации молодых людей, имеющих ограничения, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами, в обществе. Государственные программы семейной и внесемейной социализации инвалидов.

курсовая работа [43,5 K], добавлен 26.06.2014

Социальная адаптация как цель социальной политики в отношении детей-инвалидов. Подготовка ребенка-инвалида к самостоятельной трудовой жизни. Семья как основной фактор адаптации в условиях рыночной экономики. Проблемы адаптации при получении образования.

курсовая работа [39,0 K], добавлен 17.09.2008

Социальная адаптация: понятие и виды. Основные проблемы граждан пожилого возраста в современном обществе. Структура и функциональные особенности дома-интерната. Формы и методы социальной работы с престарелыми людьми и инвалидами в стационарном учреждении.

дипломная работа [217,7 K], добавлен 18.09.2015

Инвалидность как состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями, его категории и формы проявления. Права и льготы инвалидов в России.

курсовая работа [54,8 K], добавлен 15.05.2014

В Российской Федерации сохраняется комплекс проблем в сфере жизнедеятельности и правовой защищенности детей, вызывающих серьезную обеспокоенность государственных органов и общества в целом. теоретическое изучение причин и факторов социальной дезадаптации.

курсовая работа [39,3 K], добавлен 04.01.2009

Миграционная политика государства как фактор адаптации мигрантов. Законодательное регулирование миграционных процессов России и проблема выработки эффективной миграционной политики в Российской Федерации. Понятие и сущность социальной адаптации мигрантов.

курсовая работа [42,6 K], добавлен 27.05.2015

Травматизм как медико-социальная проблема; изучение его распространенности вследствие травм и увечий. Нормативно-правовая защита инвалидов вследствие травматизма. Социальная защита инвалидов вследствие травматизма: теория и практика. Бытовой травматизм.

курсовая работа [58,7 K], добавлен 18.05.2012

Содержание понятия инвалидность. Особенности социальной реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями слуха. Социальная реабилитация инвалидов с нарушениями зрения.

курсовая работа [29,9 K], добавлен 05.04.2008

Инвалиды как наиболее социально незащищенная категория населения. Понятие инвалидности, ее разновидности. Механизм реализации государственной политики в отношении инвалидов. Основные принципы работы с инвалидами. Содержание и виды реабилитации инвалидов.

курсовая работа [45,8 K], добавлен 25.01.2010

Организация социальной адаптации пожилых людей как социальная проблема, тенденции развития стационарных учреждений. Анализ деятельности специалистов комплексного центра социального обслуживания населения, направленной на социальную адаптацию клиентов.

дипломная работа [69,5 K], добавлен 26.10.2010

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Адаптация инвалидов в обществе

Полное участие в основных звеньях общества — семье, социальных группах и общине — является главным элементом жизни человека. Право на равенство возможностей такого участия предусмотрено во Всеобщей декларации прав человека и должно предоставляться каждому человеку, включая инвалидов. Однако в действительности инвалиды зачастую лишены возможности полного участия в деятельности той социально-культурной системы, к которой они относятся. Отсутствие такой возможности является следствием физических и социальных барьеров, которые возникают по ряду следующих причин:

· незнание (как вести себя в обществе людей с инвалидностью, в чём заключается и чем опасен их недуг);

· страх (когда люди делают вид, что не замечают инвалидов, потому что боятся ответственности, боятся ранить (физически или морально), огорчить);

· агрессивная/безразличная точка зрения (люди с инвалидностью ставятся на низшую ступень относительно здоровых людей и вследствие не заслуживают их внимания, должны жить ‘в отдельном мире’).

Такие отношения и поведение зачастую приводят к отстранению инвалидов от социальной и культурной жизни. Люди стремятся избегать контактов и личных отношений с инвалидами. Распространенность предубеждений и дискриминация в отношении инвалидов, а также степень их отстранения от нормального социального общения создают психологические и социальные проблемы для многих из них.

Зачастую в профессиональной сфере деятельности и других сферах обслуживания лица, с которыми инвалиды вступают в контакт, недооценивают потенциальные возможности участия инвалидов в нормальной общественной жизни и тем самым не способствуют вовлечению в нее инвалидов и других социальных групп.

Вследствие этих барьеров людям с инвалидностью бывает трудно или даже невозможно иметь близкие и тесные отношения с другими людьми. Лица, отнесенные к категории «инвалидов», зачастую лишены возможности вступать в брак и иметь детей даже при отсутствии функционального ограничения в этом отношении. В настоящее время возрастает понимание потребности лиц, страдающих умственными расстройствами, в личном и социальном общении, включая половые отношения.

Многие инвалиды лишены возможности активно участвовать в жизни общества в силу отсутствия снабжённости общественных пространств специализированным оборудованием (например, пандусов): они сталкиваются с такими физических барьерами, как дверные проемы, слишком узкие для инвалидных колясок, ступеньки на подходах к зданиям, по которым невозможно подняться, автобусы, поезда и самолеты, неудобно расположенные телефоны и выключатели, санитарное оборудование, которым невозможно пользоваться. Аналогичным образом они не могут участвовать в жизни общества в силу других препятствий, например, средств слуховой связи, не учитывающих потребностей лиц, страдающих дефектами слуха, и средств письменной информации, не учитывающих потребностей лиц, страдающих дефектами зрения. Такие барьеры являются результатом незнания и отсутствия внимания; они существуют, несмотря на тот факт, что большинство из них можно при небольших затратах устранить на основе продуманного планирования. Хотя в некоторых странах и введено законодательство и проводятся пропагандистские кампании по устранению таких препятствий, эта проблема по-прежнему остается острой.

Весьма очевидно, что саму идею социальной адаптации инвалидов поддерживают большинство, однако углублённые изучения выявили сложность и неоднозначность отношения здоровых к больным. Это отношение можно назвать амбивалентным: с одной стороны инвалиды воспринимаются как отличающиеся в худшую сторону, с другой-как лишённые многих возможностей. Это порождает как неприятие нездоровых сограждан остальными членами общества, так и сочувствие по отношению к ним, но в целом отмечается неготовность многих здоровых к тесному контакту с инвалидами и к ситуациям, позволяющим инвалидам реализовать свои возможности наравне со всеми. Взаимоотношения инвалидов и здоровых подразумевают ответственность за эти взаимоотношения обеих сторон. У людей с инвалидностью же не хватает социальных навыков, умения выразить себя в общении с коллегами, знакомыми, администрацией, работодателями. Инвалиды далеко не всегда могут уловить нюансы человеческих отношений, воспринимают других людей несколько общо, оценивая их на основании лишь некоторых моральных качеств-доброты, отзывчивости и т.п. В то же время важно помнить, что все люди с ограниченными возможностями обладают своими недугами, и если один человек в силу своего физического недуга никак не может в полной мере коммуницировать с другими членами общества, то другому могут мешать лишь предубеждения окружающих.

На протяжении своей истории общество постоянно меняло свое отношение к людям с отклонениями в развитии. Оно прошло путь от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. В результате изменения сознания общества возникла социальная модель инвалидности, в основе которой лежит формирование личности инвалида через окружающую его среду. Процесс социализации индивида немыслим без участия в нем агентов: первичных и вторичных. Они играют важнейшую роль в усвоении молодым инвалидом норм, ценностей, установок, в интеграции его в общество. Агенты являются главным звеном в процессе социализации и социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Только сплоченная работа всех агентов позволить достичь молодому инвалиду успешной социализации.

Существует множество механизмов и технологий сопровождения процесса социализации молодых инвалидов. Только почти все они мало направлены на самореализацию, самосовершенствование молодого человека с ограниченными возможностями здоровья, его адаптацию.

Понятие «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio — приспособление. Существуют различные процессы взаимоотношения человека с окружающим миром, и поэтому жизненно необходимо найти оптимальные механизмы и способы адаптации человеческого организма (его физиологическая организация) с индивидуально-личностными сторонами (психическая организация) и потребностями, нуждами, требованиями и нормами социального обустройства (система социальных отношений).

Адаптация предстает многообразным, комплексным явлением в жизни социальных субъектов. Можно выделить четыре основополагающих аспекта рассмотрения адаптации: как разновидности социального отношения, социального процесса, социальной деятельности и институциональной формы. Адаптация как общественный феномен выступает сложным структурно-функциональным духовно-практическим образованием, проявляющимся на всех уровнях социальной жизни людей. Благодаря этому адаптация становится одним из важнейших универсальных способов преодоления кризисных негативных общественных явлений и подготовки людей к включению в инновационные социальные системы. Тем самым, адаптация обеспечивает последовательность и закономерность эволюционной трансформации общества, снижение риска проявления деструктивных тенденций и гармонизацию складывающихся социальных отношений.

Можно выделить четыре вида адаптации человека: биологическая, физиологическая, психологическая, социальная. Эти виды тесно взаимосвязаны, но иногда могут иметь относительную независимость или приобретать временный приоритет.Главная особенность социальной адаптации – это то, что она связана с процессом усвоения социальных норм поведения, с «врастанием в социальный мир». По существу социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации. Но если «социализация» представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.

Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях:

• общество (макросреда) — адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;

• социальная группа (микросреда) — адаптация человека или, наоборот, нестыковка интересов человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.);

• сам индивид (внутриличностная адаптация) — стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидумов.

Социальная адаптация на уровне отдельных личностей включает:

· Реализация механизма взаимодействия личности с микросредой путем определенного приспособления к ней через общение, поведение, деятельность;

· Усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного социального окружения путем их рационального осознания или путем интериоризации;

· Достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамического равновесия между его личностными установками и ожиданиями социальной среды при наличии контроля с ее стороны.

Существенным показателем социально-психологической адаптации инвалидов является отношение инвалидов к своей собственной жизни после перенесенного заболевания, или будучи уже рожденным с ним. Больше половины таких людей оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное и считают свое состояние безвыходным, не имеющим перспектив. Причём понятие удовлетворённости или неудовлетворённость жизнью в большинстве случаев, сводится к нестабильному или недостаточному финансовому состоянию инвалида, неимению возможности реализовать свои замыслы, свои способности, которые он может развить в себе, несмотря на свое заболевание, но, к сожалению, не имея материальной обеспеченности для всего этого. Чем ниже доходы инвалида, тем безнадежнее его отношение на свою жизнь и тем ниже его самомнения.

Выводы

В первой подглаве первой главы своего курсового проекта я рассмотрела явление гуманизм. Передо мной стояла задача вывести универсальное, на мой взгляд, определение термина ‘гуманизм’, основанное на многовековом опыте наших предшественников, но в то же время отвечающее современным нормам.Путём сравнений определений, данных разными людьми в разные времена, я пришла к общему заключению: гуманизм – это исторически изменяющаяся система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье; считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.

Во второй подглаве первой главы я узнала, что на данный момент около 23% людей по всему миру имеют инвалидность разной степени тяжести, и больше половины из них оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное, считают свое состояние безвыходным, не имеющим перспектив. Также я выяснила, что основными препятствиями равного общения между здоровыми людьми и людьми с инвалидностью являются:

· незнание (как вести себя в обществе людей с инвалидностью, в чём заключается и чем опасен их недуг);

· страх (когда люди делают вид, что не замечают инвалидов, потому что боятся ответственности, боятся ранить (физическо иил морально), огорчить);

· агрессивная/безразличная точка зрения (люди с инвалидностью ставятся на низшую ступень относительно здоровых людей и вслдествии не заслуживают их внимания, должны жить ‘в отдельном мире’).

Социальная адаптация

Инвалидность является специфической особенностью состояния личности, которая часто сопровождается ограничением в различных сферах жизни. На сегодняшний день, инвалидность не является проблемой определённого круга, это проблема всего человечества. Определяется она на уровне экономических, правовых, психологических, производственных и коммуникативных особенностей взаимодействия инвалидов и окружающей действительности.

Помощь в социально-бытовой адаптации инвалидов и наркоманов оказывают в Юсуповской больнице. Квалифицированный состав медперсонала с особым вниманием помогает пациентам пройти этот сложный путь.

Социальная адаптация инвалидов

Одним из главных условий трудовой и социальной-бытовой адаптации является внедрение в сознание общества идеи равных возможностей и прав для инвалидов. Именно такое нормальное взаимоотношение здоровых людей и инвалидов является мощным фактором процесса адаптации. Исследование социально психологической адаптации показывают, что инвалиды даже при определённых потенциальных возможностях не могут активно участвовать в общественной жизни и работать. Причина состоит в том, что большая часть общественности не хочет взаимодействовать с ними, а предприниматели не принимают на работу инвалида в связи со стереотипами. Идея социальной адаптации инвалидов поддерживается большинством, однако существует неоднозначность и сложность и отношения здоровых людей к инвалидам, особенно к тем, у кого выраженные признаки инвалидности, такие как, отсутствие возможности самостоятельно передвигаться, плохо видящие или слепые люди, плохо слышащие или глухие, больные ВИЧ или больные ДЦП. Многие не готовы морально и эмоционально к тесному контакту с инвалидами в трудовой сфере. Также, развиваются ситуации, когда инвалидность не даёт возможность реализоваться человеку наравне со всеми в трудовой сфере. Важным показателем социальной, бытовой и психологической адаптации инвалидов является их собственное отношение к своей жизни. Большая половина из них определяет качество своей жизни как крайне неудовлетворительное. Понятие неудовлетворённость или удовлетворённость жизнью, сводится к нестабильному или плохому материальному положению, и чем хуже доходы инвалида, тем и взгляды его пессимистичнее на своё существование, а соответственно и самооценка его ниже. Согласно исследованиям центра социальной адаптации, отмечено, что у трудоустроенных инвалидов самооценка и намного выше, чем у безработных. Это связано с лучшим материальным положением инвалидов, которые работают, большей возможностью общения, большей производственной и социальной адаптацией. Как и все люди, инвалиды испытывают страх, чувство напряжённости и дискомфорта, неуверенность и тревогу за своё будущее. Для них потеря работы является более сильным стрессовым фактором, чем для человека здорового. Самые малейшие изменения материального состояния в отрицательную сторону и любые затруднения на работе, могут привести к сильнейшему стрессу и панике. Поэтому при Юсуповской больнице создан центр социальной адаптации в Москве, помощь в социальной адаптации инвалидам.

Социальная адаптация наркозависимых

После завершения лечения от наркотической зависимости, для человека становится сложно снова адаптироваться к жизни в обществе. Эти вопросы решает социальная адаптация и интеграция наркозависимых. Суть этих действий направлена на взаимодействие человека с обществом, где он будет жить, создавать семью, учится, работать. В этих задачах ему помогают специалисты реабилитационных центров, таких как реабилитационный центр при Юсуповской больнице.

Люди, которые были в зависимости, находятся на стадии социальной адаптации в обычных жизненных условиях и не проходят лечение в клинике. Обязательным условием для них остаётся периодическое посещение лекций, групп поддержки, тренингов, которые организует для них наркологический центр.

Социальная адаптация заключается в учении пациентов на своём жизненном опыте, без применения моделирующих ситуаций. Важно не упускать взаимосвязь пациента с клиникой, так как специалисты помогут разобраться в различных сложных реальных ситуациях и принять правильное решение.

Принципы программы социальная адаптация личности базируются на современных представлениях общества о зависимых состояниях, как болезнях, которые берут своё начало в сознании и психике человека.

Целью программы является формирование у пациента установок на здоровый образ жизни, а также обучение его преодолевать жизненные трудности без применения различных препаратов.

Виды социальной адаптации

Специалисты реабилитационного центра при Юсуповской больнице, разработали программу по социально психологической адаптации пациентов. Она включает следующие задачи:

  • восстановление нормальных отношений внутри семьи, с друзьями, родственниками, коллегами по работе и т.д.;
  • программирование позитивной мотивации;
  • адаптация к жизни, где главным преимуществом является взаимоотношений с людьми, а также получение положительных эмоций без применения наркотиков и алкоголя;
  • здоровый образ жизни;
  • формирование духовных и нравственных ценностей, которые были утрачены за время болезни.

Реализация программы социально-психологической адаптации, как правило, может занимать несколько месяцев. После окончания этого процесса, человек становится более уверенным и самостоятельным в своих поступках, также повышается самооценка. Человек заново учится понимать других людей, сопоставлять свои желания с желаниями и требованиями общества.

Пройти все этапы реабилитации для наркозависимых людей является большим успехом и проявлением хорошей силы воли. Вернуться в общество полноценным человеком и пройти социальную адаптацию можно в реабилитационном центре. Записаться на приём к специалисту можно круглосуточно по телефону Юсуповской больницы.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector