0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инклюзивное обучение детей с овз за рубежом

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

  • Доценко Светлана ВикторовнаНаписать 1458 17.11.2017

Номер материала: ДБ-875314

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    17.11.2017 3256
    17.11.2017 329
    17.11.2017 675
    17.11.2017 130
    17.11.2017 1750
    17.11.2017 3225
    17.11.2017 151
    17.11.2017 674

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Инклюзия, которая работает: мировой опыт

Все общеобразовательные школы России являются инклюзивными, а это значит, что ребенок с ОВЗ должен быть принят в любую из них – решение, где он будет учиться, в обычной школе или специализированной, принимают родители. Однако эксперты говорят, что в нашей стране к инклюзии не готовы ни педагоги, ни мамы и папы. Первым не достает опыта по организации разноуровневого процесса обучения, вторым – знаний по подготовке особенного ребенка к школе. Не развита в нашей стране и обратная инклюзия – школьников и их родителей никто не готовит к взаимодействию с детьми с ОВЗ. Как реализуются принципы инклюзии в образовательных системах стран, где этот опыт признан успешным, рассказываем в нашей статье.

Финляндия: соучительство и командная работа в школах

Инклюзивное образование в Финляндии развивается на протяжение 20 лет и сопровождается научными исследованиями. В 2008 году принята политика применения принципов инклюзии в образовательных организациях страны. Приведем лишь некоторые из ее положений:

  • Все дети обучаются в основной школе в соответствии со своими возможностями.
  • Специалисты консультируют родителей перед зачислением в школу, чтобы те могли решить, в каком классе будет учиться ребенок − специализированном или общем.
  • Учащимся с ограниченной мобильностью предоставляется помощник, а с нарушением слуха – сурдопереводчик.
  • В штате каждой общеобразовательной основной школы есть специальные педагоги, помощники учителя, социальные работники, медицинские сестры.
  • Проблемы в обучении ребенка решает не только социальный педагог, но и весь педагогический состав школы, применяется командный подход и соучительство.
  • В вузовскую подготовку учителей включены: обучение методам работы с детьми с ОВЗ, обучение командной работе с другими специалистами школы, обучение составлению индивидуальных программ для учеников.

Трехуровневая система поддержки детей

Любой ребенок в основной общеобразовательной школе Финляндии имеет право на один из трех видов (уровней) поддержки, положения которых закреплены нормативно в 2010 году.

Первый уровень – общая поддержка

Ее осуществляет учитель класса. Он помогает справиться с различными трудностями в обучении, с которыми может столкнуться любой ребенок, например после болезни. Педагог обсуждает проблемы с родителями и специалистами школы, после чего работает с учеником дополнительно, стараясь ликвидировать его пробелы в усвоении школьной программы. Если общей поддержки недостаточно, прибегают к поддержке второго уровня.

Второй уровень – интенсивная поддержка

Решение о ее необходимости принимает мультидисциплинарная команда. Интенсивная поддержка осуществляется с применением соучительства, когда работа ведется совместно со специальным педагогом, социальным работником, помощником учителя. Для ученика составляется индивидуальный план обучения.

Цель поддержки второго уровня – помочь справиться с программой, предупредить и преодолеть неуспеваемость. Если проблемы ребенка решаются за шесть месяцев, то он может быть переведен на первый уровень поддержки, если нет − переходят к третьему уровню − специальной поддержке.

Третий уровень − специальная поддержка

Решение о переводе ребенка на этот уровень принимается по результатам медико-психологического обследования, которое проводится комиссией Комитета по образованию. На третьем уровне ребенок обучается в специальном классе численностью 8-10 человек, где с ним занимается специальный педагог. Базовое 9-летнее образование ученики получают за 11 лет.

Школьное обучение детей с ОВЗ организуется также и дома, а нагрузка учителя дополнительно финансируется муниципалитетом.

Тщательная диагностика до школы

Отметим, что в возрасте пяти лет, еще до школы, все дети проходят психолого-педагогическое обследование, выявляющее их образовательные потребности. По его результатам определяется, какой из уровней поддержки будет обеспечен ребенку в школе. При этом администрация школы заранее знает, какие дети придут в первый класс: электронная система досье воспитанников детских садов содержит всю необходимую информацию о будущих школьниках.

Читать еще:  За какого ребенка дают земельный участок

Израиль: инклюзия − норма для всех

Более 30 лет в Израиле действует закон, согласно которому дети с ОВЗ учатся в обычных школах. В специальный коррекционный центр ребенка направляют в исключительных случаях.

Вся система инклюзивного образования в этой стране выстроена так, что о ребенке с ОВЗ заботится не только государство и его родители, но и одноклассники, друзья, сотрудники образовательных организаций, волонтеры.

Декларируемой целью израильских школ становятся достижения ученика в учебе в сравнении не с нормативами и успехами одноклассников, а с его собственными показателями.

До школы − регулярный скрининг и тщательная подготовка к обучению

Отличительные особенности израильской инклюзии − ранняя диагностика и особое внимание при подготовке к школе детей с ОВЗ по программе «From prevention to inclusion» («От предупреждения к инклюзии»). Ее главная цель — оказать ребенку с ограниченными возможностями здоровья максимальную поддержку в раннем возрасте, чтобы с шести лет он смог обучаться в общеобразовательной школе.

С самого рождения дети проходят регулярный скрининг состояния здоровья, за их развитием следят педиатры, психиатры и клинические психологи, а также специалисты по развитию речи. С малышами с ДЦП и синдромом Дауна начинают работать через несколько месяцев после их рождения, с детьми с аутизмом – с 1 — 2 лет.

За год до школы все дети посещают детский сад, где проходят обязательную психологическую диагностику.

Транзитный класс

В израильских школах для детей с ОВЗ работает так называемый «транзитный первый класс» или класс интенсивной коррекции, по окончании которого ребенок или переходит во второй класс, или еще год учится в транзитном классе, или направляется в специальную школу. В транзитном классе обучаются не более 12 человек, каждый учится в своем темпе, получает помощь психолога, дефектолога и специалиста по развитию речи.

В школах − все виды инклюзии

Ребенку с ОВЗ, перешедшему в общеобразовательную школу, подбирают индивидуальный вид инклюзии. Он может посещать смешанные занятия в специальном классе (половина уроков проходит с ассистентом, половина − с другими учениками), а может учиться в обычном классе в сопровождении тьютора или с дополнительными перерывами на отдых. Дети могут проходить программу в облегченной форме, а некоторые слишком сложные предметы и вовсе не посещать.

Также в школах предусмотрены альтернативные способы обучения для детей по типам ОВЗ − неговорящие дети используют для общения с учителем картинки или изображения, задания для слабослышащих готовятся в распечатанном виде, а если ребенок не может писать, ему дают возможность надиктовывать свои ответы на гаджет.

Особые условия инклюзии предусмотрены в израильских школах и для обучения детей с аутизмом – они учатся в специальных классах по 6-8 человек в сопровождении двух учителей и нескольких тьюторов. Поддержку ученикам оказывают логопед, специалисты по развитию эмоционального интеллекта и сенсорной интеграции. Для лучшего понимания и усвоения материала с детьми занимаются дополнительно. Несмотря на то, что такие дети учатся в специальных классах, они не изолированы от остальных учеников и вместе с ними участвуют в праздниках и общешкольных мероприятиях, посещают экскурсии. К старшим классам совместное времяпрепровождение детей увеличивается.

Инклюзия и обратная инклюзия в обществе

Для того чтобы дети с особенностями лучше адаптировались к обычной школе, широко практикуются программы повышения осведомленности: в класс приходят родители ребенка с ОВЗ и рассказывают об особенностях его здоровья и поведения.

Распространена и «обратная инклюзия», когда обычные дети посещают коррекционные занятия или уроки спецкласса, занимаются вместе. Эти меры – повышения осведомленности и обратная инклюзия, − действенная профилактика буллинга, а также значимая компенсация недостатка внимания ученикам, отстающим в учебе из-за проблем со здоровьем.

Как относиться к мировому опыту

Не существует единой стратегии, которая одинаково подошла бы школам всех стран. Но, перенимая опыт друг друга, продолжая искать новое и, главное, прислушиваясь к потребностям детей, можно надеяться на то, что и в нашей стране будет создано идеальное инклюзивное образовательное пространство.

Темы рефератов

Темы рефератов:

1. Суть и основные положения концепции инклюзивного обучения лиц со специальными образовательными потребностями.

2. Понятие инклюзивное обучение и воспитание детей с ОВЗ.

3. Анализ нормативно-правовой базы инклюзивного обучения в международных документах.

4. Анализ нормативно-правовой базы инклюзивного обучения в Российской Федерации.

5. Видные ученые-дефектологи о реализации проблемы инклюзивного обучения детей с ОВЗ.

6. Инклюзивное и совместное обучение: обоснование их принципиальных различий.

7. Внешние условия эффективной инклюзии ребенка с проблемами в развитии.

Читать еще:  Возмещение ндфл за лечение ребенка

8. Внутренние условия эффективной инклюзии детей с ОВЗ.

9. Модели инклюзивного обучения: анализ и характеристики.

10. Инклюзивное обучение детей с ОВЗ как новая образовательная практика.

11. Базовые предпосылки эффективного инклюзивного обучения детей с ОВЗ.

12. Разработка проблем инклюзивного обучения в различных научных дисциплинах.

13. Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в России.

14. Инклюзивное обучение детей с ОВЗ за рубежом.

15. Особенности личностного развития ребенка с ОВЗ в процессе реализации инклюзивного обучения.

16. Выбор моделей инклюзии в зависимости от глубины и структуры дефекта развития у детей с ОВЗ.

17. Социологические исследования в выявлении мнения различных групп респондентов о реализации идеи инклюзивного обучения.

18. Анализ мнений респондентов о внедрении интегрированного обучения.

19. Алгоритмы внедрения инклюзивного обучения детей с проблемами в развитии в широкую практику образования.

20. Значение деятельности психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов при внедрении идеи инклюзии детей с ОВЗ в практику массовых общеобразовательных школ и детских садов.

21. Роль семьи и школы в адаптации ребенка с ОВЗ к обучению в условиях его инклюзии в массовой школе или детском саду.

22. Основные этапы реализации интегрированного обучения детей с ОВЗ в массовые общеобразовательные учреждения.

23. Роль психолого-медико-педагогического консилиума массовой школы или детского сада в эффективной реализации инклюзивного обучения детей с ОВЗ.

24. Проект внедрения инклюзивного обучения детей с ОВЗ в массовую школу.

25. Проект внедрения инклюзивного обучения детей с ОВЗ в массовый детский сад.

Программы и условия инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России

Инклюзивное образование детей – относительно новое направление в развитии российского образования. Оно призвано поддержать людей с ограничениями возможностей здоровья (ОВЗ), включив их в социум с самого детства.

Образование и дети с ОВЗ

Согласно статье 19 закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года, каждый ребенок с ограниченными возможностями имеет право бесплатно получить любой вид образования, доступный всем гражданам страны. Раньше бытовало мнение, что детей с ограничениями по здоровью лучше обучать в особых школах, отдельно от здоровых учеников. Инклюзивное образование открыло детям с ОВЗ двери обычных детских садов, школ, техникумов, колледжей и ВУЗов. Конечно, для этого в обычных образовательных заведениях должны быть созданы соответствующие условия, которые сделают процесс обучения доступным для детей с ОВЗ.

Такое понятие, как «ребенок с ОВЗ», появилось в России только в 2007 году, введенное законом № 120-ФЗ. Оно включает не только маленьких инвалидов, а довольно неоднородную группу, куда входят дети с нарушениями слуховой и зрительной функций, интеллекта, с расстройствами поведения, ДЦП и т. l. А определение инклюзивному образованию дал законодательный акт № 273-ФЗ. Инклюзивность характеризуется обеспечением одинакового доступа к получению знаний для всех детей страны с учетом индивидуальных возможностей каждого. То есть инклюзивное образовательное учреждение — это заведение для всех детей: здоровых и с инвалидностью либо ограниченными возможностями, сирот и детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.

История инклюзивного образования

Первые заметки об инклюзивном методе обучения появились еще в девятнадцатом веке. Родоначальником метода считают Иоганна Генриха Песталоцци, одного из крупнейших педагогов-гуманистов своего времени, говорившего о важности всестороннего развития детей, несмотря на нарушения в их умственном либо физическом развитии. Идеи Песталоцци подхватили гуманисты, и уже во второй половине двадцатого века в Европе появились первые инклюзивные классы — прообразы современных школ нового типа, которые были организованы лишь в девяностые годы прошлого столетия. В России начали вводить классы для ребят с небольшой патологией интеллектуального развития с шестидесятых годов XX столетия.

Семидесятые годы были отмечены началом экспериментальной работы Эмилии Ивановны Леонгард, которая позже позволила глухим детям учиться в обычных школах.

В 1992 году при школах начали организовывать классы компенсирующего обучения. В 2011 году уже было организовано 3 892 инклюзивные школы. В 2014 году был утвержден ряд Приказов Минобрнауки РФ, утверждающих федеральный госстандарт для обучения детей с ОВЗ (ФГОС). Все они вступили в законную силу с началом 2016-го учебного года. Уже на следующий год количество инклюзивных школ достигло 26 657.

Инклюзивные образовательные учреждения и СанПиН

Для инклюзивных школ разработаны особые санитарно-эпидемиологические требования, определяющие условия инклюзивного образования. Требования эти прописаны в Постановлении № 26. Вот некоторые из них:

  • расстояние от учреждения до остановки должно быть до 0,5 км;
  • в темное время суток на территории заведения искусственная освещенность на уровне земли не должна быть меньше 10 люксов, для детей со слабым зрением — 40 люксов;
  • специально для автомобилей, подвозящих детей с ОВЗ, должна быть парковка;
  • в самом учебном заведении должны быть ограждающие конструкции, перила, лифты и пандусы, специально оборудованные санузлы и одноуровневые полы;
  • в гардеробе для слепых либо слабовидящих детей на полках для обуви и шкафчиках для одежды должны находиться таблички, выполненные рельефно-выпуклым и рельефно-точечным шрифтами;
  • расстановка классной мебели должна проходить с учетом характера заболеваний учеников;
  • для тех, кто страдает светобоязнью, предусмотрена отдельная группа светильников, которую можно включать раздельно;
  • площадь столовой должна составлять 2,3 метра на одного ученика с ДЦП, на остальных — 1,6 метра.
Читать еще:  Деньги за третьего ребенка в 2020 году

Кроме того, учебные заведения должны быть оснащены:

  • специальными программами и учебными наборами для детей с нарушением зрительной, слуховой и опорно-двигательной функций;
  • необходимым оборудованием для занятий с логопедом и дефектологом;
  • кабинетом педагога-психолога;
  • кабинетом логопеда либо дефектолога (по возможности);
  • цифровыми модульными системами для работы с текстами;
  • сенсорными комнатами (по возможности);
  • универсальными цифровыми устройствами с синтезом речи для воспроизведения и записи звуковой информации.

Особенности смешанного обучения

На сегодняшний день существует ряд программ для инклюзивных образовательных учреждений, разработанных на основе принятых ФГОС. Примеры их выложены на официальном сайте Минобрнауки РФ. На основе опубликованных программ образовательные заведения могут формировать свои программы обучения в зависимости от вида отклонений у учеников с ОВЗ.

Однако есть и общие требования к организации учебной деятельности, прописанные в VIII разделе Постановления № 26:

  1. Учебные занятия должны проходить в первую смену и длиться 5 дней в неделю.
  2. Образовательная программа должна реализовываться не только на уроках, но и после них.
  3. Внеурочная деятельность должна занимать не меньше десяти часов в неделю, из которых одна половина должна быть занята коррекционными занятиями, другая — развивающими.
  4. Среда либо четверг не должны быть перегружены уроками.
  5. Занятия должны длиться не больше 40 минут.
  6. Первоклассникам не должны давать заданий на дом.
  7. В середине III четверти должна быть организована дополнительная неделя каникул.
  8. Для слабовидящих первоклассников длительность непрерывной зрительной нагрузки не должна быть больше 10 минут, учеников средних и старших классов — 15 минут, а учащихся с остаточным зрением — 5 минут.

Процесс комплектации смешанных классов в школах регламентируется Приложением № 1 Постановления № 26:

  • на 25 учащихся должно быть не больше одного позднооглохшего, слабослышащего либо слабовидящего ребенка;
  • на 20 учеников — не больше одного ребенка с абсолютной слепотой, глухотой, ДЦП, аутизмом, двух позднооглохших, слабослышащих, слабовидящих детей, четырех учащихся с задержкой развития психики либо пяти учеников с тяжелыми нарушениями речи;
  • на 15 учеников — не больше двух человек с полным нарушением слуха, зрения, с ДЦП либо аутизмом.

Достоинства и недостатки

Инклюзивная программа образования, несомненно, имеет свои неоспоримые достоинства. Дети с ОВЗ растут в обыкновенной среде, не ощущая себя «особенными» и оторванными от общества. Такие дети, вырастая, оказываются более приспособленными к жизни, им легче найти себя, вести активную жизнь. А дети, чьи возможности здоровьем не ограничены, учатся принятию и терпимому отношению к людям с отклонениями. Матери детей с ОВЗ получили возможность отдать детей в школы, расположенные близко к дому. Они также могут продолжать трудовую деятельность, будучи спокойными за ребенка в детском саду или школе.

У программы, которая находится в стадии разработки, есть и свои недостатки. В основном они касаются экономической сферы и вопроса переобучения педагогов. Инклюзивные учебные заведения обходятся государству намного дороже обычных. Деньги требуются не только на поставку необходимого оборудования, но и на подготовку преподавательского коллектива. Ведь педагоги в таких учреждениях должны не просто преподавать предметы, но и организовывать особую дружественную атмосферу, способствующую установлению доверия в коллективе учеников. Такой переход занимает определенное время. Впрочем, как и формирование самой программы, которая, скорее всего, будет еще меняться, становясь более качественной.

Заключение

Инклюзивное образование в России становится все более популярным. Учебные заведения, куда прежде принимали лишь тех, чьи возможности не ограничены их здоровьем, распахнули двери для детей с нарушениями слуховой функции, интеллекта, зрения, учеников с аутизмом, ДЦП и др. В детсадах формируются смешанные группы, в школах — классы, в вузах — курсы. Правда, количество детей с ОВЗ в таких группах строго ограничено, так как им требуется куда больше внимания наставников.

Сами учебные заведения также претерпевают изменения, чтобы процесс обучения и передвижения по территории заведения был комфортным для всех учеников, независимо от состояния их здоровья. Образовательные учреждения инклюзивного типа требуют дополнительных бюджетных средств, однако их достоинства намного превышают недостатки. Самое главное, что ребенок с ОВЗ получает шанс вырасти в обычной социальной среде, что позволит ему в будущем стать активным членом общества.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector