1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инклюзивное образование детей с ограниченными

Интегрированное и инклюзивное образование для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Интеграция в переводе с латинского языка (inteder – целый) – процесс воссоединения, объединения в целое ранее разрозненных частей и элементов.

В педагогике понятие «интеграция» употребляется при характеристике сложного целостного объекта или состояния связности отдельных дифференцированных функций системы, а также при создании целого из разных систем. Интеграция не сумма ее составляющих частей, а качественно новое образование, возникающие на основе:

  • интегративной цели,
  • интегративной деятельности: вместе, то есть взаимозависимо;
  • взаимозависимых отношений, порождающих «коллективный дух»;
  • взаимного согласия и договоренности наиболее полного участия в общем деле.

К внешним условиям, которые обеспечивают эффективную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями, относятся:

  • раннее выявление нарушений (на первом году жизни) и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни;
  • желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми и их стремление и готовность помогать ему в процессе обучения;
  • наличие возможностей оказывать интегрированному ребенку квалифицированную помощь
  • создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения.

К внутренним условиям или показателям способствующим эффективной интеграции, относятся:

  • уровень психического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;
  • возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки;
  • психологическая готовность ребенка к интегрированному обучению.

Инклюзия (от inclusion — включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни. При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата.

Отличие интеграции от инклюзии в образовании заключается в следующем:

Интегративное образование подразумевает обеспечение доступности обычной образовательной программы внутри школьных стен для обучающихся с ОВЗ, прежде всего, – с ограниченными возможностями передвижения

Инклюзивное образование – создание и поддержание условий для совместного обучения в классе обычных детей и детей с ООП по разным образовательным программам.

Инклюзия — это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь и в одинаковой степени необходима для всех членов общества.

Инвалидность – это не обделённость судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции.

Тогда главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так: «Всем здесь рады!» Или может стать невыносимым ежедневным страданием для всех членов общества, если инвалидность рассматривать только в рамках биологической концепции, когда «Инвалид – человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-либо аномалии, ранения, увечья, болезни» (С.И. Ожегов).

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

Три аспекта развития инклюзии:

  • разработка инклюзивной политики
  • развитие инклюзивной практики
  • создание инклюзивной культуры

Инклюзия в образовании — это

  • Анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников.
  • Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом.
  • Различия между учениками — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать.
  • Признание права учеников на получение образования в школах,

расположенных по месту жительства.

  • Признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей местных сообществ,.
  • Признание того, что инклюзия в образовании — это один из аспектов инклюзии в обществе.

Разработка инклюзивной политики показывает необходимость присутствия инклюзивных подходов во всех планах образовательного учреждения. Развитие инклюзивной практики учитывает разнообразие потребностей учащихся, а учащиеся поощряются к активному участию в собственном образовании, основанном на опыте и знаниях, полученных вне школы. Сотрудники образовательного учреждения проявляют активную заинтересованность в поиске дополнительных ресурсов, не только материальных.

Создание инклюзивной культуры — создание безопасного, терпимого сообщества, разделяющего идеи сотрудничества, стимулирующего развитие всех своих участников, сообщества, в котором ценность каждого является основой общих достижений. Такая культура создаёт общие инклюзивные ценности, которые разделяются и принимаются всеми новыми сотрудниками, детьми, администраторами и родителями опекунами.

В дискуссиях о перспективах развития специального образования, интеграцию представляют и отстаивают под лозунгом «равенство образовательных возможностей», борьбы с «официальной сегрегацией», права на «выбор учебного заведения», но руководствуют на самом деле меркантильными соображениями сокращения числа спецшкол. На взгляд В.В. Линькова, критика интеграции располагает более вескими аргументами: интегрированное обучение дороже дифференцированного, оно не подходит для части аномальных детей, составляющих около 2% от детской популяции школьного возраста, что подтверждает Н.Н. Малофеев на основе анализа опыта западных стран.

Критики интеграции считают, что в российских образовательных учреждениях: отсутствуют необходимые методики и оборудование для интегрированного обучения детей; не готовы учителя массовых образовательных учреждений, на которых ляжет основная работа; вызывает недовольство у многих родителей;

На Западе в 60-70-е гг. интеграция возникла под влиянием усиления эгалитарного движения и в условиях экономического подъема, тогда как в России в 90-е гг. интеграция — это дитя социального кризиса и разочарования в ценностях традиционной педагогики. В сложившихся обстоятельствах типичная российская общеобразовательная среда вряд ли может быть для ребенка с ограниченными возможностями более благоприятной средой развития, чем спецшкола.

Инклюзивное образование в Подмосковье: доступная среда и подготовка кадров

В Московской области свыше 10 тысяч учащихся имеют особые образовательные потребности, из них более 4 тысяч ребят получают инклюзивное образование. Согласно федеральным стандартам, которые действуют с 1 сентября 2016 года, условия для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями должны быть обеспечены на всех уровнях обучения. О том, какие шаги предпринимаются в Подмосковье для развития инклюзивного образования, читайте в материале портала mosreg.ru.

Что такое инклюзивное образование

Источник: Фотобанк Московской области, Ксения Сидорова

Инклюзивное образование подразумевает совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых, без ограничений.

Оно строится на следующих основных принципах: ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать; каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; все люди нуждаются друг в друге; подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; для всех обучающихся прогресс скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут; разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Читать еще:  Ипотечный калькулятор с материнским капиталом

Законодательно инклюзивное образование регулируется Конституцией РФ, Законом «Об образовании», Законом «О социальной защите инвалидов в РФ», Конвенцией о правах ребенка и протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Инклюзивное образование исключает любую дискриминацию детей и предполагает равное отношение ко всем людям, но при этом для детей, имеющих особые образовательные потребности, создаются индивидуальные условия.

Доступная среда

Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин

Для обеспечения качественного инклюзивного образования становится необходимым создание среды, в которой дети с особыми потребностями будут чувствовать себя комфортно. Так, в общеобразовательных учреждениях Московской области активно ведется работа по созданию доступной среды – в школах устанавливают пандусы, для детей-инвалидов закупают учебное реабилитационное оборудование.

По информации Министерства образования Московской области, более 4 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья получают инклюзивное образование в более чем 300 школах региона, полностью оборудованных для беспрепятственного перемещения детей.

Доступную среду для таких ребят развивают и в детских садах – например, в Ивантеевке для реализации инклюзивного образования детей дошкольного возраста оборудована комната сенсорной разгрузки, массажный кабинет, бассейн с подъемником, механический подъемник и грузовой лифт.

По словам уполномоченного по правам ребенка в Московской области Ксении Мишоновой, Подмосковье является лидером по охвату муниципалитетов доступной средой, однако доступная среда – это не только оборудование и пандусы, но и толерантность в отношении.

Детям с ограниченными возможностями здоровья из Московской области помогают социализироваться и после обучения в школе. Ребята из Подмосковья регулярно участвуют в региональном конкурсе «Лучший по профессии». А в 2017 году ученица из Московской области стала победителем Всероссийского конкурса «Лучший по профессии» среди обучающихся образовательных организаций с интеллектуальными нарушениями.

Подготовка кадров

Источник: Фотобанк Московской области, Анастасия Мушенок

Наличие безбарьерной среды, безусловно, важно для качественного инклюзивного образования, но без подготовленных педагогов тоже не обойтись. В региональных вузах готовят педагогов и психологов для работы с особыми детьми.

В марте 2017 года в Московской области при поддержке регионального министерства образования на базе Государственного социально-гуманитарного университета открылась Школа волонтеров социальной инклюзии, которая работает на внедрение инклюзивного образования в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования области.

Инклюзивное образование — право каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Дата публикации: 25.08.2016 2016-08-25

Статья просмотрена: 4025 раз

Библиографическое описание:

Курганова, Э. Н. Инклюзивное образование — право каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Э. Н. Курганова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 16.1 (120.1). — С. 26-29. — URL: https://moluch.ru/archive/120/33328/ (дата обращения: 02.06.2020).

Проблема ребенка с ограниченными возможностямиздоровьязаключается в его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении мобильности, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, и даже к элементарному образованию.

Детям с ограниченными возможностями, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, необходимо воспитываться вместе со своими сверстниками по месту жительства. А главное они должны быть включены в общую систему образования. Инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, а также способствует развитию толерантности и социального равенства в обществе.

Инклюзия, являясь ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования, не должна подменять собой систему специального обучения в целом. Инклюзия — это способ ликвидации всех форм изоляции и дискриминации.

Инклюзивное образование — право каждого ребёнка с ОВЗ на качественное образование.

Замысел социальной инклюзии как путь построения справедливого, демократичного общества привлекают к себе все больший интерес и внимание, как ученых, так и специалистов-практиков. Оплотом инклюзивного общества является инклюзивное образование.

Цель инклюзивного образования заключается в ликвидации социальной изоляции, которая является следствием негативного отношения к разнообразию с точки зрения расы, социального положения, этнического происхождения, религии, пола и способностей.

Поэтому, образование является одним из конституционных прав человека и основой справедливого общества. Инклюзивность в образовании можно рассматривать, как признание ценности различий всех детей и их способности к обучению. Инклюзивность в образовании означает, что система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья — это хорошая инвестиция. Таким образом, можно сократить расходы на социальные нужды и зависимость человека от государства, как в настоящем, так и в будущем. Кроме того, оно освобождает других членов домохозяйства от обязанностей осуществлять уход, позволяя им больше времени посвящать своей занятости и другим видам производственной деятельности. Инвестирование в образование детей с ОВЗ отвечает экономическим интересам государства, поскольку, когда эти дети вырастут, они смогут стать эффективными участниками трудовых ресурсов [1].

Согласно статистическим данным, в России, в настоящее время, насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8 % всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории граждан. В частности, если в 1995 г. в России насчитывалось 453,6 тыс. детей-инвалидов, то в 2006 г. их число приблизилось к 700 тыс. человек. При этом около 90 тыс. детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам [2].

На сегодняшний день в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в обычных классах обучается более 142 тыс. детей-инвалидов. Ещё 132 тыс. учится в специальных (коррекционных) классах в массовых школах. Более 44 тыс. ребят обучается на дому. В России около 35 тыс. детей не получают образования (около 17 тыс.) по причине здоровья. Около 29 тыс. детей-инвалидов с нарушением умственного развития фактически изолированы от общества в детских домах-интернатах системы социальной защиты. Около 164 тыс. учащихся специальных (коррекционных) школ вынуждены обучаться в условиях интернатного проживания, не имея возможности обучения рядом с местом проживания.

Читать еще:  Документы для многодетной семьи на получение удостоверения

24 сентября 2008 года Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов, и тем самым, взяла на себя обязательства по выполнению ст. 24 «Образование», в которой говорится, что реализацию права на образование без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают через «инклюзивное образование на всех уровнях». Сегодня на рассмотрение Государственной Думы Дмитрий Медведев вынес вопрос о ратификации Конвенции о правах инвалидов, где говорится о том, что инклюзивное образование в Российской Федерации должно стать законодательно закрепленным институтом, имеющим все необходимые компоненты, такие, как определение механизма финансирования и создания необходимых условий, определение принципов адаптации образовательной среды для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Так, образовательная политика государства ориентирована на развитие инклюзивных процессов, но эти документы не закрепляют норм, а имеют программный характер развития системы образования [4]:

Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 гг. — доля детей с ОВЗ и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования, в общей численности детей с ОВЗ и детей-инвалидов школьного возраста должна вырасти с базового значения в 30 % до 71 % в 2015 году. Общий объем финансирования мероприятия ФЦПРО «Создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» составил 287,7 млн. рублей.

Программа «Доступная среда» на 2011–2015 годы — к 2016 году доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений должна составить не менее 20 %. Общий объем средств из федерального бюджета в рамках программных мероприятий 2011–2015 годов на развитие интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья составит более 9 млрд. рублей.

Новые Федеральные образовательные стандарты начальной и основной школы учитывают особенности развития обучающихся с ОВЗ через создание индивидуального учебного плана обучения и программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2009) так определила один из своих приоритетов: «Новая школа — это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…».

В соответствии с «Комплексным планом формирования и реализации современной модели образования — 2020», доля неспециализированных образовательных учреждений, в которых созданы условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, должна составить 70 % к 2016 году, а доля лиц с ОВЗ, получающих образовательные услуги в неспециализированных учреждениях — 70 % к 2020 году.

В России обсуждается новый законопроект «Об образовании». Московский закон об образовании лиц с инвалидностью — единственный законодательный акт, определивший «инклюзивное образование как совместное обучение (воспитание), который включает организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, для лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений» [3].

Министерством образования и науки Самарской области, начиная с 2001 года, в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья сформирована и реализуется образовательная политика, направленная на:

– обеспечение своевременного (возможно более раннего) выявления и коррекции отклоняющегося развития детей;

– формирование системы инклюзивного образования, что обеспечивает доступность образования детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в школах по месту жительства.

Деятельность в рамках данной образовательной политики осуществлялась поэтапно.

Первый этап (2001–2004 гг.) — формирование новой структуры системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью, расширение спектра специальных образовательных услуг и форм их предоставления (ранняя помощь, интегрированное и инклюзивное образование). Он поддержан Областной целевой программой развития региональной системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии на 2001–2004 годы «Реабилитация», утвержденной Законом Самарской области № 44-ГД от 15.06.2001.

Второй этап (2005–2008 гг.) — внедрение результатов Ι этапа в широкую образовательную практику региона, обеспечение доступности новых форм специального образования. Второй этап реформирования системы специального образования реализован Областной целевой программой «Организация образовательных ресурсов Самарской области для интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии на 2005–2008 годы», утвержденной Законом Самарской области № 140-ГД от 02.11.2004.

Инклюзивное образование, как часть системы образования, оно позволяет полнее удовлетворить права детей на образование, социальное развитие и достойную жизнь. При этом не существует инклюзивных школ как нового типа. А существуют школы, которые реализуют практику инклюзивного образования. Применение инклюзивного подхода, должно стать нормой, знаком современного уровня развития образовательной системы в образовательных учреждениях. Но это не означает, что система специального (коррекционного) образования должна быть упразднена.

Такая система дает возможность обеспечить детей с ОВЗ и их родителей правом выбора образовательного учреждения. Кроме того, огромный потенциал системы специального образования является важным информационным и методическим ресурсом для системы общего образования, переходящей на принципы инклюзии. 24 сентября 2008 года Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов, и тем самым взяла на себя обязательства по выполнению ст. 24 «Образование», в которой говорится, что «…реализацию права на образование без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают через инклюзивное образование на всех уровнях».

Конвенции инклюзивного образования после ратификации в Российской Федерации должно стать законодательно закрепленным институтом, которое имеет все необходимые компоненты, такие как определение механизма финансирования и создания необходимых условий, определение принципов адаптации образовательной среды для детей, имеющих особые образовательные потребности. Такое обстоятельство ставит перед участниками образовательного процесса трудные и ответственные задачи по построению не только инклюзивного образования, но и нового общественного уклада — инклюзивного общества. Оно должно основываться на принципах гуманизма и свободного выбора.

Мы понимаем, что социальная инклюзия — это магистральная линия развития нашего российского общества. Согласно ст.7, п.1 Конституции РФ, Россия — это социальное государство, в политике которой есть направление на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Внедрение инклюзивных подходов не может быть отдельной попыткой решения «проблемы инклюзивного образования», ориентированного только на детей с ОВЗ, — это часть более общей проблемы неравенства в образовании.

Проблема инклюзивного образования не может быть решена локально: невозможно создать хорошие условия для детей с инвалидностью и не создать богатой и разнообразной образовательной среды для других детей. Поэтому, инклюзивное образование предоставляет большие возможности и открывает новые перспективы для социального развития общества — процесса, актуального во всем мире. Развивая инклюзивные подходы в образовании, педагоги, специалисты, руководители систем образования имеют хороший шанс для творческого взаимодействия, профессионального общения и совместного анализа результатов и достижений. Формируется прекрасная возможность для обмена мнениями, выработки особых концепций и идей, что является очень ценным для профессионального развития.

Читать еще:  Дети в метро бесплатно до скольки лет

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы 5160

Буковцова Н.И.
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Россия

В настоящее время образование детей с ограничен­ными возможностями здоровья — одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Препятствиями к получению детьми качественного образования являются многочисленные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством инвалидов [2].

Существующая система специальных учебно-вос­питательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья претерпевает ныне серьез­ные изменения и во многом стоит на пороге своего со­кращения. Вероятнее всего, возьмет верх набирающая силу тенденция устранения различий между общеоб­разовательной и специальной школой.

В этой связи повышается роль инклюзивного обра­зования, позволяющего существенно сократить про­цессы маргинализации детей с ограниченными воз­можностями здоровья и способствующего расшире­нию доступности образования для них. Тем самым та­ким детям будут создаваться более благоприятные ус­ловия для их социальной адаптации.

С тенденцией развития инклюзивного образования в общеобразовательной школе сочетается усиление неоднородности состава учащихся по уровню их умст­венного, речевого и в целом психического развития.

Это существенно затрудняет адаптацию как детей условно здоровых, так и детей с ограниченными воз­можностями здоровья, возникают дополнительные, нередко непреодолимые трудности в реализации ин­дивидуального подхода педагогов к учащимся в про­цессе их обучения, воспитания, развития, не позволя­ющие в полной мере реализовать принцип дифферен­цированного, по-настоящему индивидуального подхо­да к каждому учащемуся [5].

Для преодоления этих трудностей общеобразова­тельная школа уже сейчас должна:

На сегодняшний день, в этом плане в общеобразо­вательных школах предпринимаются попытки преоб­разований организационно-методического характера. Так, например, в некоторых школах наблюдается рост количества программ по дополнению учебного про­цесса различными средствами поддержки (психологи­ческой, логопедической, коррекционно-педагогичес-кой). Однако такие программы, как правило, односто-ронни, недостаточно научно обоснованы. Зачастую программы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья создаются специалистами, не имеющими специального образования.

В современных условиях все рельефнее обнаружи­вается недостаточность, а порой и слабость существу­ющих форм поддержки и помощи детям. Многое здесь делается недостаточно профессионально, узка специализация педагогов применительно к такой дея­тельности, низка их психологическая компетентность [1]. Они слабо владеют методами психопрофилакти­ки отклонений в развитии, затрудняются в использо­вании методов психологической и педагогической коррекции. Педагоги общеобразовательных школ по­ка не умеют работать с различными категориями де­тей, организовывать групповую работу и проводить уроки в деятельностной парадигме. Они не владеют современными технологиями построения образова­тельного маршрута и разработками индивидуальных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья [4].

В целом же внимание к поддержке детей-инвали­дов, детей с ограниченными возможностями здоровья и всесторонней помощи им в процессе обучения в школе нуждается в существенном усилении.

Разработка содержания и организационных прин­ципов деятельности субъектов помощи детям-инвали­дам и детям с ограниченными возможностями здоро­вья, (школьной психологической службы, коррекци-онно-педагогической службы, социальной службы) возможна только на основе целостного представления о комплексной модели деятельности специалистов различного профиля: врачей-психиатров, невропато­логов, физиологов, психологов, логопедов, педагогов-дефектологов, которые ныне достаточно разобщены, их деятельность не скоординирована и не сфокусиро­вана на нуждах детей. Разрозненные их усилия не да­ют и не могут дать желаемых результатов в воспита­тельной, учебной, психокоррекционной, профилакти­ческой работе [3].

В настоящее время актуальной проблемой инклю­зивного образования, стоящей перед организацией комплексной помощи детям, является создание «без­барьерной» образовательной среды. Одним из общих правил такой образовательной среды является крите­рий ее доступности для ребенка с ограниченными воз­можностями здоровья.

В учреждениях, обеспечивающих сопровождение таких детей, общепедагогические требования к обору­дованию и оснащению должны учитывать проблемы и трудности социализации детей данной категории. Со­циальная среда в образовательных учреждениях долж­на учитывать уровень современной жизнедеятельнос­ти общества и быть приближена к ее требованиям. Особенно это касается технического оснащения всех сфер жизни ребенка: осуществление бытовых нужд, формирование социальной компетентности, социаль­ной активности и жизнеустойчивости ребенка [1].

Также имеют место серьезные проблемы в исполь­зовании новых информационных технологий в обра­зовательном процессе, которые обусловлены следую­щими факторами:

Наличие у детей с ограниченными возможностями здоровья проблем контактирования с окружающей средой, гиподинамии, нарушения психоэмоциональ­ной сферы и, часто, зависимости от взрослых требует условий для систематического упражнения детей в проявлении себя при выполнении различных видов деятельности.

В этом особая роль принадлежит вспомогательным технологиям, т. е. устройствам или услугам, которые позволяют людям с функциональными ограничения­ми принимать активное участие в повседневной жиз­ни, получать образование, работать или отдыхать.

Для решения проблем в этой области в первую оче­редь требуется создание банка данных о существую­щих в настоящее время вспомогательных устройствах, как зарубежных, так и отечественных, используемых в образовательном процессе для всех категорий детей.

В условиях быстрых изменений в науке и общест­венной жизни, стремительного развития информаци­онных технологий в качестве эффективного инстру­мента реализации компетентностного подхода в обра­зовании, в том числе лиц с ограниченными возможно­стями здоровья, целесообразно рассматривать дистан­ционное обучение. В условиях дистанционного обуче­ния учащийся, студент приобретает навык эффектив­ного поиска информации, ее отбора и структурирова­ния, анализа и оценки.

Введение технологий дистанционного обучения в учебный процесс приводит к появлению новых воз­можностей для реализации проблемно-поисковой и проектной деятельности учащихся. Так, в условиях интерактивного телекоммуникационного взаимодей­ствия педагогов с учащимися и учащихся между собой естественным образом формируются компетенции, необходимые для организации деятельности в совре­менном обществе.

Организация взаимодействия с семьей, воспитыва­ющей ребенка с ограниченными возможностями здо­ровья, должна быть обеспечена на совершенно новом уровне и предполагает:

Решение этих проблем и ряда других, возникаю­щих в условиях общеобразовательной школы, приве­дет к снятию барьеров в образовательной, професси­ональной и бытовых сферах, в самопознании, само­развитии и самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья, что, в свою очередь, будет способствовать более успешному развитию инклю­зивного образования.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector